Позитивизм (Маслин, 2014)
ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus - положительный) - одно из наиболее распространенных в России XIX-XX вв. направлений европейской философии. Позитивизм стал известен русской мысли уже в 30-40-х годах XIX века в связи с опубликованием 6-томного «Курса позитивной философии» О. Конта (1830-1842). Почву для восприятия «Курса», тяготевшего к универсализму, широкому охвату мн. проблем, от физики и математики до социологии и философии истории, подготовило более раннее увлечение русской интеллигенции гегелевским энциклопедизмом. Одна из первых оценок позитивизма принадлежит Белинскому, в 30-е годы прошедшему через увлечение гегельянством. В письме к Боткину от 17.02.1847 года он дал следующий отзыв о О. Конте: «Этот человек - замечательное явление, как реакция теологическому вмешательству в науку, и реакция энергическая, беспокойная и тревожная» (Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 12. С. 329).
Определенный интерес к позитивизму проявляли петрашевцы, изучавшие сочинения Конта: «Наследники сильно возбужденной умственной деятельности сороковых годов, они прямо из немецкой философии шли в фалангу Фурье, в последователи Конта» (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 10. С. 344). Петрашевец Майков был одним из первых слушателей домашних лекций Конта. Ряд суждений о позитивизма, его философии и социологии Майков высказал в работе «Общественные науки в России» (1845). Здесь он впервые в русской литературе упомянул имя Конта и призвал к созданию «единой общественной науки», способной возвыситься над французским «безверием XVIII века» и «спекулятивным воображением» немцев. По его мнению, новая концепция знания должна синтезировать в одно целое промышленность, науку, искусство и религию как «формы общественной деятельности».
Во 2-й половине XIX века влияние позитивизма достигает своего апогея, широкую известность приобретают труды Дж. Льюиса, Г. Спенсера, Дж. С. Милля, Э. Литтре, И. Тэна, Г. Т. Бокля и др. По определению В. С. Соловьева, влияние позитивизма приобрело характер «идолопоклонства». Антипозитивистская магистерская диссертация Соловьева «Кризис западной философии» была защищена в 1874 году в Петербургском университете - цитадели российского позитивизма. В специальном приложении к ней, посвященном Конту, содержалось опровержение претензии позитивизма «быть всеобщим мировоззрением», тогда как он «сводится к известной системе частных эмпирических наук безо всякого универсального значения». Зашита стала важным академическим и общественным событием. Неофициальными оппонентами выступали известные сторонники позитивизма - Де-Роберти и Лесевич. Специальную брошюру направленную против диссертации, выпустил Кавелин (Априорная философия, или Положительная наука? (По поводу диссертации г. В. Соловьева). Спб., 1875).
Одобрительные отзывы последовали от Страхова, Толстого, А. С. Суворина. Впоследствии Соловьев пересмотрел и дополнил свои ранние суждения о позитивизме. В докладе «Идея человечества у Августа Конта», прочитанном 7.03.1898 года по случаю 100-летней годовщины французского философа, он дал высокую оценку его «положительной религии». Интерес к позитивизму проявляли и в светских, и в религиозно ориентированных философских кругах. Наряду с Чернышевским, Серно-Соловьевичем, Антоновичем, Шелгуновым, Лавровым, Ткачевым идеи П. использовались Данилевским, Гротом, Троицким и др. Критически отзывались о позитивизме Юркевич, Гогоцкий, Новицкий, Кудрявцев-Платонов, Никанор (Бровкович).
Представители духовно-академической философии, как правило, не видели принципиальных различий между позитивизмом и философским материализмом. Сторонники последнего, в свою очередь, критиковали позитивизм за чрезмерный эмпиризм и социальный реформизм (Герцен, Огарев, Чернышевский, Писарев. М. А. Бакунин). Другие считали, что после освобождения позитивизма от определенного налета теологизма и спекулятивности он сам по себе может выступать как разновидность реалистического миропонимания (Танеев, Филиппов, И. И. Мечников).
Так называемый «второй позитивизм» связан в России с теоретической деятельностью Лесевича, Грота, Оболенского, Де-Роберти (ср. с деятельностью Ш. Ренувье, А. Пуанкаре во Франции; В. Ф. Оствальда и Й. Петцольда в Германии; Р. Авенариуса в Швейцарии, Э. Маха в Австрии). Эта фаза в развитии позитивизма характеризуется тенденцией к синтезу различных направлений его: физического, физиологического, химического, правового, исторического и др.
В оппозицию «второму позитивизму» становились такие русские ученые, как А. Г. Столетов, Умов, которые наряду с М. А. Корню и Л. Больцманом отвергли отрицание Оствальдом и его русскими последователями (Н. Шишкин, А. Бачинский, А. Щукарев и др.) объективной реальности микромира. К концу XIX века позитивизм стал одним из ведущих направлений университетской и академической философии. На русский язык был переведен главный труд Конта под названием «Курс положительной философии» (Т. 1-2. 1899-1900), изданы работы многие представителей позитивизма на Западе, а также его русских последователей - Ковалевского, Петражицкого, Сорокина, Кареева и др.
Идеи позитивизма развивал Лесевич в своих многочисленных сочинениях: «Очерк развития идеи прогресса» (1868), «Позитивизм после Конта» (1869), «Новейшая литература позитивизма» (1870) и др. Понимая позитивизм как «верхний этаж философского мироразумения», Лесевич отождествлял науку и философию, используя термин «научная философия». Как отметил Зеньковский, «по существу, философия у него растворяется в научном мировоззрении». Предметом этой философии, считал Лесевич, становится «действительность в теснейшем смысле этого слова, т. е. та часть Вселенной или Космоса, которая в какой-либо мере может во времени и пространстве подлежать нашему наблюдению и опыту» (Собр. соч. М., 1915. Т. 1.С. 56).
Испытав значительное влияние со стороны Лаврова и Михайловского, Лесевич разрабатывал проблематику субъективного метода в социологии. Идейно он был также близок к Вырубову, издававшему в Париже с 1867 года совместно с Литтре журнал «Позитивная философия». «Реалистическое» истолкование Лесевичем позитивизма с конца 70-х годов сменяется постепенно «субъективистским»: «Опыт критического исследования основоначал позитивной философии» (1877), «Этюды и очерки» (1886), «Что такое научная философия» (1891). Уже после смерти Лесевича вышла его книга «Эмпириокритицизм как единственно-научная точка зрения» (1909).
В работе Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» он был назван «первым и крупнейшим русским эмпириокритиком». Позитивистско-народнические установки разделял также Оболенский, перу которого принадлежат работы «Личность и прогресс» (1880), «Свобода воли» (1883), «Изложение и критика идей неомарксизма» (1899) и др. Их автор эволюционировал от увлечения «первым позитивизмом» до собственной философской системы, возникшей на основе критики взглядов Конта под влиянием Спенсера, Петцольда, Маха и Авенариуса. В статье «Основные ошибки современного материализма и позитивизма» (Русское богатство. 1890. № 1-3) Оболенский высказал концепцию так называемой «панфилософии» («всефилософии») - синтеза критической, научной и умозрительной философии, основанной на соединении «чистою опыта» и достоверно познаваемых «перемен» в природе и общественной жизни. Наряду с Лесевичем и Оболенским идею «чистого опыта», идущую от Авенариуса, разрабатывал также физик Шишкин, истолковывавший физику и механику в духе витализма и «физиологического идеализма». Одной из наиболее влиятельных и распространенных в России форм социологического позитивизма стала психологическая школа (Петражицкий, Кареев, Хвостов, Сорокин и др.). Хвостов указывал, например, что в «историческом процессе главную роль играет психическая сторона, как в отдельных личностях, так и во взаимодействии их» (Теория исторического процесса. 1910. С. 26). Сорокин утверждал, что социологическая теория неизбежно опирается на «психологическую точку зрения» (Основные проблемы социологии П. Л. Лаврова // П. Л. Лавров. Пг., 1922. С. 287). К психологической школе примыкали также психиатры и криминалисты (Д. А. Дриль, А. П. Лихачев, Е. Н. Тарнавский, В.Ф. Чиж, А. А. Токарский, Н. Н. Баженов и др.). Ее становлению способствовали идеи «психологии народов» (М. Лацарус, В. Вундт, Г. Штейнталь), основанные, в свою очередь, на положениях В. Гумбольдта и И. Ф. Гербарта, а также взглядах И. Тэна, Т. Рибо, Г. Зиммеля, Г. Гарда, Ч. Ломброзо и др.
В развитии психологической школы в русском позитивизме большую роль сыграли труды П. Ф. Лилиенфельда, Михайловского, Каблица, Ковалевского, Грота - руководителя Московского психологического общества и редактора журнала «Вопросы философии и психологии». Последний высказал мысль о необходимости перестройки всей социальной науки на психологическом основании. Философия, по Гроту, должна «стремиться примирить мысль и чувство, науку и религию» (О направлении и задачах моей философии. М., 1886. С. 14—15). Ковалевский, разрабатывавший историко-сравнительный метод и «генетическую теорию» в социальных науках, опирался в основном на первых позитивистов, что не мешало ему искать контакты с марксизмом и дарвинизмом. Широкую известность в России и за рубежом получили его исследования по истории семьи и брака, культуре первобытного общества, социальной статистике и др. С психологической школой Ковалевского сближало подчеркивание огромного значения психического фактора, творческого потенциала личности в создании государства, нрава, религии, искусства (см.: Социология. Спб., 1910. Т. 2. С. 215).
О широте распространения идей позитивизма в России свидетельствует также их применение к области «философии техники», своеобразной отрасли знания, разработанной Энгельмейером. В советское время позитивизм стал едва ли не единственной разновидностью немарксистской философии, более или менее свободно распространявшейся в книгах, журналах, переводах с иностранных языков. Этому способствовала поначалу увлеченность позитивизмом ряда известных теоретиков большевизма (Луначарский, Богданов и др.). Философские дискуссии в 20-начале 30-х годов также в значительной степени проходили под воздействием духа позитивизма (см. «Диалектики» и «механисты»),
П. С. Шкуринов, Н. Г. Самсонова
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 484-485.
Литература:
Зеньковский В В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1,ч. 2; Т. 2, ч. 2; Асмус В. Ф. Огюст Конт//Вестник АН СССР. 1957. № 9; Сафронов Б. Г. Ковалевский как социолог. М., 1960;СощюлогичеекаямысльвРоссии. М., 1978;Шкуриное П. С. Позитивизм в России XIX в. М., 1980; Алексеев В. А., Маслин М. А. Русская социальная философия конца XIX- начала XX века: психологическая школа. М., 1992; Позитивизм в России. Спб., 1997; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008. С. 307-311; Емельянов Б. В. Русский позитивизм XIX в. // Общественные науки. История философии. 2010, №2 (77).