Социология в России
СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ - уходит корнями в русскую культуру. С начала 19 века в социальном мышлении России преобладают и противоборствуют, с одной стороны, славянофильство и русофильство (Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев), и западничество (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев) — с другой. В то же время социология в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Такие представители русской социологии, как М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский, Е.В. Де Роберти оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, которое вышло за пределы национальных границ. Русская социологическая мысль испытывала влияние западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Л. Уорда, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма и других. Ориентация на научное социальное мышление и связь с освободительными движениями явились основой для проникновения и распространения марксистских социологических идей. Во 2-й половине 19 — начале 20 века определяющей ориентацией русской социологической мысли стал субъективизм (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев). Представители этого направления считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им придавать главное значение этическим проблемам социологии. В начале 20 века субъективизм в социологии идет на спад.
После Октябрьской революции начался процесс институализации социологии. Встал вопрос о разработке социальной теории нового общества на основе конкретных социальных исследований. Была введена научная степень по социологии, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. Ковалевского, председателем которого стал Кареев. В 1920 году в Петроградском университете был образован факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П.А. Сорокин. Издавалась обширная теоретическая литература. Ее основная направленность — выявление соотношения русской социологической мысли и марксистской социологии, формирование марксистской социологии. Большое влияние на социальное мышление продолжала оказывать немарксистская социологическая мысль (Михайловский, Ковалевский, Сорокин). Важную роль сыграли работы Лаврова и Г.В. Плеханова, в которых с различных теоретических позиций (субъективизма и материализма) сделана попытка связать социологию с социализмом. Под влиянием Н.И. Бухарина наметилась тенденция отождествления социологии и исторического материализма. Стали получать развитие отдельные отрасли социологического знания: социология труда, социология политики, социология искусства, социология города и т.д. Значительная часть философов объявила социологию составной частью философии — диалектического материализма. Сложилось и так называемое антисоциологическое направление, отрицавшее не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология». Наряду с теоретическим социологическим мышлением серьезные шаги были сделаны в проведении эмпирических социологических исследований. В 20—30-е годах 20 века проводились научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Исследования социологов и социальных психологов выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности человека. Они внесли существенный вклад в развитие социологической науки и получили международное признание. Несмотря на то, что работы первых советских социологов были не свободны от недостатков, они имели научную ценность и заложили основы для дальнейшего развития социологии в стране. К концу 1930-х годов социология была объявлена буржуазной лженаукой и «упразднена». Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Режим И.В. Сталина заменил научную социологию социальной апологетикой.
Перерыв в развитии социологической мысли продолжался до начала 1960-х годов. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели». Но теперь социология была сведена к эмпирическим социологическим исследованиям, которым нередко отводилась опять-таки апологетическая роль. Тем не менее в этот период значительно повысилось значение социологии в решении важнейших проблем социального развития. Результаты социологических исследований стали широко использоваться при выработке и обосновании социальной политики. Утверждение социологии в СССР как самостоятельной науки об обществе позволило восстановить ее исторические традиции и выявить специфические особенности развития в новых исторических условиях. В период «застоя» отношение к социологии и социологическим исследованиям было противоречивым. Вопросы развития социологических исследований неоднократно ставились на съездах КПСС. Был создан ИКСИ (во главе с A.M. Румянцевым, Г.В. Осиповым, Ф.М. Бурлацким), в который привлекались лучшие кадры социологов-профессионалов страны. В университетах, а также в некоторых экономических вузах были введены спецкурсы по прикладной социологии. Значительно возросло число публикаций по различным разделам социологии. Важным органом объединения усилий социологов и распространения научного и методического опыта стал издающийся с 1974 года журнал «Социологические исследования» (гл. ред. А.Г. Харчев). Но вместе с тем усиливалось и административно-бюрократическое вмешательство в социологию. Вновь понятие «социология» оказалось под запретом. Оно фактически было заменено понятием «прикладная социология». Теоретическая же социология полностью отрицалась.
С началом «перестройки» был снят запрет на развитие теоретической социологии. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития как теоретических, так и прикладных социологических исследований. Выявилась необходимость социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теоретической социологии стали социологические исследования реальных социальных процессов и явлений, которые позволяют получать социально-статистическую информацию о формах проявления и механизмах действия социальных закономерностей и использовать эту информацию для дальнейшего совершенствования механизмов управления российским обществом, для повышения социальной эффективности материальных затрат и капиталовложений. Сегодня в России нет сколько-нибудь важной сферы, которая в той или иной степени не была бы затронута социологическими исследованиями.
В последние десятилетия в России конфронтация различных социологических теорий происходила на основе материалистического понимания истории и признания определяющей роли материального производства, экономических отношений, детерминирующих (обусловливающих) все другие виды обществ, отношений. Условно можно выделить три вида таких теорий: теории, делающие акцент либо на структурных, либо на личностных элементах социального развития, а также теорию, рассматривающую взаимодействие структурных и личностных элементов в их органическом единстве. Первая теория (рук. Ф.В. Константинов и др.) строится по принципу последовательной зависимости, начиная от анализа способа производства и законов его развития и перехода к характеристике социальной, политической и духовной сфер общественной жизни. Вторая теория строится на основе сочетания трех аспектов в развитии общества: структурного, деятельностного и гуманистического (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон и др.). Вследствие этого предметом анализа становится сам субъект исторического творчества, пути и способы его влияния на ход событий. Центр внимания перемещается на анализ механизмов действия и сознательного использования объективных законов, мотивов и целей человеческой деятельности, возможных путей ее воздействия на общественную жизнь. Третья теория исходит из органического взаимодействия структурных и личностных элементов в конкретно-исторических условиях их бытия (в данной социетальной системе), отдавая приоритет последним (Г.В. Осипов и др.). Опирается она на принцип социально-исторического детерминизма (см. Детерминизм социально-исторический) и отображает не только детерминацию (обусловленность) социальных отношений внешними для общества факторами (природной средой, связями «человек — природа», существенными для экономики), биологическими и психологическими характеристиками человека, но и самодетерминацию: социальные отношения, вплетенные в экономическую, политическиую, правовую жизнь общества, развиваются не по законам природы, а по собственным.
В настоящее время в РАН функционируют два социологических института: ИС, который ориентирован на исследование проблем личности, и ИСПИ, ориентированный на изучение социальных проблем общества, социальных фундаментальных проблем развития современного общества и его социально-политических структур.
В связи с тем, что сейчас подвергается фальсификации история российской социологии (по сознательному умыслу или дилетантизму) ИСПИ осуществил издание сборников документов ЦК КПСС (3 т.), носивших ранее гриф «Совершенно секретно», анализ которых позволяет с исторической достоверностью судить о всех перипетиях становления российской социологии как самостоятельной науки.
Г. В. Осипов
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 435-438.
Литература:
Кареев Н.И. Введение в изучение соц-и. СПб., 1883; Михайловский Н.К. Соч. СПб., 1896-1897; Ковалевский М.М. Совр. социологи. СПб., 1905; Осипов Г.В. Теория и практика социол. иссл-й в СССР. М., 1979; Соц-я в СССР: В 2 т. / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1966; Кукушкина Е.И. Рус. соц-я 19 — нач. 20 в. М., 1993; Соц-я в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1997; История теор. соц-и: В 4 т. М., 1997-2000; Соц-я и власть: Док-ты. 1953-1984: Сб. 1—3. М., 1997—2003; Осипов Г.В. Российская соц-я в 21 в. М., 2004; Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, JI.H. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.