Заражение (Рапацевич, 2006)

ЗАРАЖЕНИЕ - 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) др. на психофизиологическом уровне контакта, помимо или дополнительно к собственному смысловому воздействию; 2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций. 3. может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. Для 3., как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия. Этот феномен чаще всего возникает в толпе, когда люди, руководствуясь лишь своим эмоциональным состоянием, действуют на основе информации, принятой без должного анализа, а то и просто слепо повторяют действия др. людей. К наиболее известным формам 3. относят проявления реакций спортивных болельщиков («фанатов»), группового религиозного экстаза, общую панику, а также агрессивные действия толпы. Будучи похоже на внушение, 3. принципиально отличается от него тем, что при внушении человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие, а в условиях психического 3. каждый индивид, становясь источником 3., ничем не отличается от тех, кого он заражает своим состоянием. Различие между внушением и 3. заключается ещё и в том, что 3. носит спонтанный характер, а внушение почти всегда - акт преднамеренный. Внушающий очень хорошо знает, чего он хочет добиться от др. В этой связи внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как 3. немыслимо без невербальных средств, таких, как крики, музыкальные ритмы, жесты. Наиболее легко заражаются настроением окружающих дети. Достаточно, напр., чтобы окружающие развеселились, и ребёнок тотчас начинает смеяться, часто не зная и не понимая причины веселья взрослых. Способность к сопротивлению индивида заражению зависит от уровня развития его личности, самосознания, сформированности «Я», наличия опыта поведения в экстремальных ситуациях.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 238.

Понятие: