Запущенность педагогическая

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности ребёнка, обусловленное недостатками воспитания. Педагогически запущенный ребёнок - это нормальный, здоровый ребёнок, но не обладающий знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми к нему родителями, педагогами, детским коллективом. Так как воспитание во многом определяет развитие личности, то часто запущенность педагогическая приводит к отставанию в физическом и психическом развитии ребёнка. Поэтому часто бывает трудно отличать запущенность педагогическую от случаев, когда отставание детей вызывается олигофренией, нарушениями слуха, зрения, речи. Важно различать эти две формы отставания, имеющие разную природу, разные причины и требующие разных методов их преодоления.

Условно выделяют несколько стадий запущенности педагогической: 1-я стадия - предрасполагающая (возникает в результате неправильного воспитания в семье - дефицит полезного общения, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребёнку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания); из-за ошибок воспитателей детских учреждений; как результат депривации (сенсорной недостаточности).

2-я стадия запущенности педагогической является следствием слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению дошкольников. Она проявляется в возникновении негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе как следствие отсутствия успеха главным образом в учебной деятельности.

Третья и четвёртая стадии запущенности педагогической наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. 3-я стадия характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни детского коллектива, проявлением асоциальных тенденций, отклоняющимся поведением. При слабости воспитательных мер на 4-й стадии запущенности педагогической антиобщественные тенденции поведения закрепляются и проявляются в грубости, негативизме, недисциплинированности и т.п. Встречаются факты мелкого воровства, нападения на слабых, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 237-238.

Понятие: