Запредельное торможение

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЛЬНОЕ) ТОРМОЖЕНИЕ - вид безусловного (врождённого) торможения, возникающий в ответ на действие раздражителя значительной интенсивности. Согласно существующему в физиологии закону силовых отношений («закон силы»), интенсивность ответных реакций возрастает с увеличением силы раздражителя. Однако это справедливо лишь в определённых пределах интенсивности действующего раздражителя. Нарастание интенсивности раздражителя выше определённого предела влечёт за собой снижение вызываемого им положительного эффекта, а затем и полное его исчезновение. Отсутствие в подобных случаях соответствующей реакции и является внешним выражением возникающего в тех или иных участках ЦНС запредельного торможения. Согласно И.П. Павлову, нервным клеткам коры головного мозга свойственен определённый предел работоспособности. Однако он не является постоянной величиной и может меняться в зависимости от ряда обстоятельств. Так, при истощении, заболевании, старости и т.д. предел работоспособности корковых клеток понижается, и вместе с этим в окружающей среде оказывается всё больше и больше для данной клетки сверх-максимальных, тормозящих раздражителей. Те раздражения, которые здоровыми людьми легко переносятся, оказывают на больных или слабых резко угнетающее действие. Возникает запредельное торможение, которое охраняет нервные клетки от функционального перенапряжения, которое неизбежно наступило бы в случае их реакции в ответ на действие сверхсильного раздражителя.

Педагогу чрезвычайно важно знать, что низкий предел работоспособности корковых клеток характерен для детей со слабым типом в. н. д. Это требует индивидуализированного подхода к учащиеся с различными типами нервной системы. Те методы воздействия, которые с успехом могут быть применены к детям с сильным типом нервной системы, при применении их к детям слабого типа могут вызвать нежелательные последствия. Низкий предел работоспособности присущ также умственно отсталым детям с органическими недостатками развития головного мозга. По отношению к этим детям должны применяться специальные методы как воспитательного, так и дидактического характера, учитывающие эту особенность работоспособности их корковых клеток.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 236-237.

Понятие: