Умственный и физический труд
УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД — две взаимосвязанные стороны человеческой, деятельности. В отличие от инстинктивных действий животных человек строит свою практическую деятельность сознательно, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. В первобытном обществе умственный и физический труд выступали в непосредственном единстве. Однако при низком уровне производительных сил возможность и необходимость их развития могли осуществляться только на основе разделения труда, самым глубоким выражением которого является отделение умственного труда от физического труда. С возникновением частной собственности, классов и государства умственный труд становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть физического труда падает на долю угнетенных масс. Таким образом, возникает противоположность умственного и физического труда. В разных общественно-экономических формациях эта противоположность носит различный характер. В рабовладельческом обществе, где всякий труд считался уделом рабов, эксплуататоры даже часть функций умственного труда старались переложить на них, готовя из них управляющих, врачей, артистов. В феодальном обществе противоположность умственного и физического труда в основном совпадает с классовым и маскируется сословным делением. Крестьянство обречено на физический труд как низшее сословие, «черная кость», а умственный труд — это удел «благородных сословий» — дворянства и духовенства. В капиталистической формации умственный труд становится профессиональным видом деятельности особой социальной группы людей — интеллигенции, используемой капиталом в качестве средства господства над физическим трудом. Деление буржуазного общества на работников умственного и физического труда и его основное классовое деление не совпадают, поскольку значительная часть интеллигенции входит в число наемных работников и сближается по своему положению с рабочим классом и крестьянством. В условиях научно-технической революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе, выступая фактически как рабочие в «белых воротничках». В то же время появление новой сложной технологии требует формирования и нового рабочего, сочетающего в своей деятельности умственный и физический труд. При социализме идет процесс формирования новой интеллигенции, хотя еще остаются существенные различия между работниками по характеру труда, уровню культурно-технического развития. Вместе с тем создаются условия, способствующие, сближению умственного и физического труда, повышению образовательного уровня, духовному развитию трудящихся. Однако окончательное преодоление этих различий будет возможно лишь на основе освобождения человека от тяжелого и монотонного физического труда, автоматизации производства, передачи машине алгоритмизируемых функций умственного труда и развития в труде творческих начал. Оно не будет означать ликвидации специфики различных видов деятельности, но сможет положить конец пожизненному прикреплению различных индивидов лишь к одному профессиональному виду деятельности. Оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для которого участие в делах общества является первой жизненной потребностью.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 471-472.