Трансцендентальная дедукция категорий

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДЕДУКЦИЯ КАТЕГОРИЙ (нем. Transzendentale Deduk- tion der Kategorien) — ключевой раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Главная задача дедукции — обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого рассудка) к предметам и показать их возможность в качестве принципов априорного синтетического познания. Необходимость трансцендентальной дедукции категорий была осознана Кантом за 10 лет до выхода «Критики», в 1771 г. Центральный аргумент трансцендентальной дедукции категорий впервые был сформулирован в рукописных набросках 1775 г. Текст трансцендентальной дедукции категорий полностью переработан Кантом во втором издании «Критики». Решение главной задачи трансцендентальной дедукции категорий подразумевает доказательство тезиса, что категории составляют необходимые условия возможности вещей. Первая часть трансцендентальной дедукции категорий («объективная дедукция») уточняет, что такими вещами в принципе могут бьггь только предметы возможного опыта. Вторая часть («субъективная дедукция») и есть искомое доказательство тождества категории с априорными условиями возможного опыта. Отравной точкой дедукции является понятие апперцепции. Кант утверждает, что все возможные для нас представления должны быть связаны в единстве апперцепции, т.е. в Я. Необходимыми условиями такой связи и оказываются категории. Доказательство этого центрального положения осуществляется Кантом посредством анализа структуры объективных суждений опыта, базирующихся на использовании категорий, и постулата о параллелизме трансцендентального объекта и трансцендентального единства апперцепции (это позволяет «перевернуть» на Я необходимость категориальных синтезов для отнесения представлений к объекту). В итоге Кант делает вывод, что все возможные восприятия как осознанные, т.е. относящиеся к Я созерцания, необходимо подчинены категориям (сначала Кант показывает, что это верно относительно «созерцаний вообще», затем — относительно «наших созерцаний» в пространстве и времени). Это означает возможность антиципации предметных форм опыта, т.е. априорного познания предметов возможного опыта с помощью категорий. В рамках Т.д.к. Кант развертывает учение о познавательных способностях, особую роль среди которых играет трансцендентальное воображение, связывающее чувственность и рассудок. Именно воображение, подчиняясь категориальным «инструкциям», законосообразно оформляет мир явлений. Кантовская трансцендентальная дедукция категорий вызывает многочисленные дискуссии в современной историко-философской литературе.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 595.