Антиномизм (Маслин, 2014)
АНТИНОМИЗМ (от греч. antinomia – противозаконное, противоречие в законе) - диалектическое философствование, основным признаком которого является антиномия, т. е. напряженное противостояние противоположных, рассудочно не совместимых положений (тезиса и антитезиса). В истории русской философии антиномизм в наиболее полном виде был присущ воззрениям Флоренского (чаще он употребляет термин «антиномичность») и связан с аритмологией Бугаева и других основателей Московской философско-математической школы, противопоставивших аналитическому (непрерывному миросозерцанию теорию прерывных функций и, шире, идею прерывного миросозерцания, способного объяснить случайное, иррациональное, действия индивидуальности. Аритмология в понимании Флоренского живет чувством «надтреснутости» мира и, возможно, указывает на близость конца света. В магистерском сочинении «О духовной истине» (1912) он определяет свой метод как метод диалектики в ее широком значении, т. е. как не рассудочное, а живое и жизненное мышление, нарастающий сгусток проникновений, вживаний не спешащей определиться в существе предмета мысли. Мир, жизнь, человек и его разум, в понимании Флоренского, греховны, полны реальных «трещин», противоречий, которые нельзя «замазывать». Поэтов истина должна быть также противоречива, должна бы «антиномией, и не может не быть таковою». Это значит, что она обязательно утверждает и столь же убедительно необходимо отрицает себя и, следовательно, не боится любых опровержений и приобретает с формальной сторон безусловное значение. Таких истин - великое множеств и они являются символами или знаниями об абсолютной Истине. При приближении к Истине (Свету, Богу) «трещины» мира высвечиваются более контрастно, его антикомичность становится все очевиднее и исчезает только в «Горнем Иерусалиме», побежденная единой Истиной. Другая причина антиномизма истины, согласно Флоренскому, связана с тем, что познание ее есть духовный подвиг, вера, т. е. «самоотрешение», самоотрицание (рассудка). Антиномичность сверхрассудочна, поэтому постигаемый очищенным умом с помощью Духа Святого антиномичный догмат, объект веры, с которого и начинается спасение человека, являет действительной точкой опоры разума. По Флоренскому, антиномизм как живое восприятие начинается с Гераклита Эфесского, прозревшею внутреннюю вражду мира и сверхмерное единство бытия. Далее антиномизм получает свое развитие в учениях элейцев, Платона, Николая Кузанского, Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга, Ницше, прагматистов и других. На идее антаномичности построена Библия, особенно «Книга Иова» и послания апостола Павла. Только в словесную форму антиномии - одновременно и «да» и «нет» - облекаются переживания тайн религии. Антиномична и суть христианской веры: любовь Я ведет к самоотвержению, к не-Я и этим приближает к богоподобию. Антиномизм присущ всему символизму теодицеи и антроподицеи, как ее понимал Флоренский, ибо символ и человечен, и сверхчеловечен. Он прозревается повсюду: в языке, в искусстве, в мировоззрении, в строении человека (усийное, т. е. сущностное, и ипостасное начала) и пульсациях его жизни, в характеристиках духовного типа личности, в условиях освящения (соединение Божественной и человеческой энергий в молитве, иконе, кресте), в хозяйственной деятельности человека, в строении и чередовании типов культур и т. д. Антиномизм как метод и стиль мышления присущ взглядам Булгакова, что наиболее ярко запечатлено в его работе «Свет Невечерний» (1917). В посмертном труде «Невеста Агнца» (1945) Булгаков прославляет «критический антиномизм» и говорит об антиномии человека («и личен и всечеловечен»), об антиномичности блаженства и мук и т. д.
Своеобразным пониманием антиномизма отмечено творчество Франка. В наиболее отчетливом и развернутом виде он проявился в произведении «Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)» (1939). Учение об антиномизме Франк разрабатывал под сильным влиянием Николая Кузанского, о котором в предисловии к «Непостижимому» говорится: «Он в некотором смысле есть мой единственный учитель философии». Заметное воздействие на понимание Франком антиномии оказал Псевдо-Дионисий Ареопагит с его мыслью о том, что в первопричине бытия нужно утверждать все, что есть в сущем, поскольку она - причина всего, и все отрицать, поскольку она возвышается над всем этим. Непостижимое Франк понимает как данную в опыте и неразложимую на понятия реальность, самый глубокий слой которой есть первооснова и всеединство сущего. Оно основано на «ни то, ни другое», на абсолютном единстве, порождающем многообразие и возвышающемся над последним. Однако непостижимое не только отрешено от всего, но и «все объемлет и вездесуще, оно есть ничего и все». Знание о непостижимом есть «умудренное неведение» («ученое незнание» Николая Кузанского), которое выступает как видение «безусловно неразрешимого... антиномизма в существе непостижимого». Подобное видение, согласно Франку, невыразимо в словах и в мысли. В нем путем немого соприкосновения, несказанной внутренней охваченности «высшая правда» сама молча говорит о себе и открывает себя во всем своем величии. «Витание» над «антиномией» в ней является, по Франку, «последним итогом философского самосознания». Элементы антиномизма можно встретить также в сочинении Сковороды (учение о двухслойности бытия, понимание тела человека как одновременного существования тела земного и тела духовного), Герцена (в том, что Зеньковский назвал его «историческим алогизмом»), Вышеславцева (антиномия системы и бесконечности, рациональности и иррациональности как основная антиномия философий), Эрна и других русских философов. У Бердяева, хотя он и выступал с критикой антиномизма, тем не менее антиномизм проявлялся в утверждении «свободы в Боге и свободы в человеке», в призвании «не только Бога, страдающего, умершего на кресте, но и бога Пана, бога стихии земной», не только культа святости, но к культа творческой гениальности (см.: Смысл творчества. М., 1916). В полемике против А. Е. Н. Трубецкой называл его «мистическим алогизмом». В. С. Соловьев, братья Трубецкие, Н. О. Лососий считали, что содержание мистического созерцания, веры не разделяется на антиномически несовместимые элементы, поэтому оно может быть выражено в форме, свободной от самопротиворечивости.
В. Л. Курабцев
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 24-25.
Литература:
Мистическое богословие. Киев, 1991;
Флоренский П. А. Соч.: В 2 т. М., 1990;
Булгаков С. Н. Свет Невечерний. М., 1994; Франк С. Л. Соч. М., 1990;
Половинкин С. М. П. А. Флоренский; Логос против хаоса. М., 1989;
Половинкин С. М. Русская религиозная философия. М., 2010.