Социологизм вульгарный
СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ - ошибочное (огрубленное, упрощенное и одностороннее) истолкование духовной жизни общества, идеального измерения человеческого существования вообще, являющееся результатом стремления рассматривать социальную функцию каждого из духовных явлений в качестве единственно содержательной, единственно значимой, определяющей все остальные социологизм вульгарный, сопровождающий эволюцию социологии едва ли не на всех этапах, возникает либо в связи с переоценкой, а то и абсолютизацией социологией своих собственных возможностей и методов исследования («пансоциологизм»), либо в связи с недостаточно четким размежеванием между социологией и иными областями научного знания об обществе и его духовной жизни, например, культурологией, эстетикой, искусствознанием и т.д. Особенно остро эти взаимосвязанные установки сказываются в периоды «бури и натиска» в социологии, когда вновь открытые ею или заимствованные из других научных дисциплин способы анализа действительно дают нетривиальные результаты на почве социологического изучения общества, открывая здесь новые и, как кажется поначалу, безграничные перспективы аутентичного истолкования социальной реальности.
Тенденции социологизма вульгарного, проявившиеся еще в прошлом веке при социологическом изучении религии и этики, литературы и искусства (в особенности по мере проникновения в исследование духовной жизни общества «брутального» ницшеанского биологизма и физиологизма), получают дальнейшее развитие на почве сближения социологии и культуррелятивистской социальной философии (О. Шпенглер и его последователи в области социологии религии и этики, науки и искусства). Элементы социологизма вульгарного прослеживаются в социологии знания К. Манхейма; некоторые уступки социологизму вульгарному можно отметить в социологии знания М. Шелера, хотя он и пытался найти противовесы шпенглеровскому культуррелятивизму. Редукционистскими (см. Редукционизм социологический) тенденциями вульгарно-социологического свойства отмечен также неомарксизм, в частности неомарксизм Франкфуртской школы, «фрейдомарксизм», представляющий собой результат слияния категорий «экономика» истолкованного К. Маркса с биологизированными интуициями психоанализа. Заимствованные из разных теоретических областей понятия и представления утрачивали необходимую строгость и определенность, практически становясь метафорами, применение которых в ходе исследования явлений духовной жизни превращает последнее в род интеллектуальной романистики.
Однако начиная со 2-й половины 70-х годов 20 века углубляется критическое отношение к социологизму вульгарному, связанное с осознанием качественной специфики идеального измерения человеческого существования, не поддающейся социологической редукции. Предпринимаются попытки преодолеть ведущую к социологизму вульгарному дихотомию «базисно-надстроечного» подхода к рассмотрению культуры, при котором явления духовного порядка оказываются «эпифеноменальными» — чистыми «отражениями» исторической меняющейся действительности, не имеющими собственных корней в бытии. В рамках начавшегося в 1970-х годы «веберовского ренессанса» перспектива преодоления подобной дихотомии, ведущей к представлению о духовной культуре как о чем-то иллюзорном, фиктивном (в лучшем случае как полезная фикция), намечается на путях разработки понятия избирательного сродства, предложенного М. Вебером. С точки зрения идеи избирательного сродства, существующего между явлениями духовного и материального порядка, ни первые не является отражением вторых, ни вторые — отражением первых; как те, так и другие представляют собой одинаково значимые факторы социокультурной действительности. Образуя неповторимо индивидуальные исторические констелляции, они обнаруживают начальное родство, внутреннее тяготение друг к другу, свою взаимную сопряженность, в рамках которой представляют собой одинаково значимые «моменты», предстающие в нерасторжимом единстве.
Ю. Н. Давыдов
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 433.
Литература:
История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и совр. теор. соц-я: актуальные проблемы веберовского социол. учения. М., 1998.