Розенкрейцерство
РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВО – тайное общество, образованное в 17 веке, и доктрина, цель которой – всестороннее совершенствование института церкви и достижение устойчивого благоденствия государства и каждой личности. Инициатором создания Союза добродетели (в 1620) был В. Андреэ (1586–1654), предложивший его организацию как религиозного братства. Его фантастико-утопические книга «Confession der Societät und Brüderschaft der Rosenkreuzer» (1613), «Fama fraternitatis Rosenkreuzer» (1614), «Chymische Hochzeit des Christian Rosenkreuz» (1616) были восприняты как изложение доктрины тайного Ордена, с символикой (крест с четырьмя розами), которая впоследствии стала гербом розенкрейцеров. Первая часть словосочетания в термине «розенкрейцер» происходит от латинского слова ros – роса, которая считалась в алхимии символом универсального растворителя минерального сырья. Наиболее известным из розенкрейцеров был английский философ Р. Фладд (1574–1637).
Морально-этические цели розенкрейцеров эклектически сочетались с алхимической практикой в их доктрине, христианская сторона которой подвергалась необратимой эрозии оккультными вкраплениями. Бог для розенкрейцеров – архитектор, призванный поддерживать мир в состоянии равновесия и изображаемый с циркулем, угольником и молотком в руках. На смену Союзу добродетели, распавшемуся в период Тридцатилетней войны, в 1622 пришло братство розенкрейцеров, которое возникло в Гааге и имело отделения в Амстердаме, Нюрнберге, Данциге, Гамбурге, Мантуе, Венеции и др. В середине 18 в. появились новые розенкрейцеры, входившие в состав высших степеней франкмасонства. Первоначально они возникли в составе шведского франкмасонского братства, представляющего собой причудливую смесь традиционного масонства, храмовничества и розенкрейцерства. Тогда же выделяется гольдкрейцерство, сделавшее акцент на алхимической практике златосереброискательства. Магия и алхимия осмысливались при этом с позиций теософии, гностическая мистика соединялась с астральной и солярной мифологией. Франкмасонство (с розенкрейцерством в своем составе), продвигаясь на восток, широко распространилось и в России (см. Масонство в России). Среди русских масонов (и розенкрейцеров) были И.П.Елагин, И.Е.Шварц, Н.И.Новиков, А.М.Кутузов, И.В.Лопухин, П.И.Пестель, M.M.Херасков, М.М.Щербатов, И.Г.Рейхель, Г.П.Гагарин, Н.Н. и С.П.Трубецкие, Павел I, А.Н.Голицын, Г.С.Батеньков. В 1782 был основан орден «Златорозового креста», главная задача которого состояла в познании «Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского нравоучения», стала широко печататься розенкрейцеровская литература. Новое розенкрейцерство в России представляло собой обновленный вариант старого розенкрейцерства. В нем сложились два направления: духовно-нравственное, ориентированное на борьбу с упадком нравов в связи с веяниями, шедшими из революционной Франции, и научно-философское, противостоявшее скептицизму французских энциклопедистов.
В.Л. Рабинович
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 462-463.
Литература:
Амфитеатров А.В. Розенкрейцеры. – В кн.: Немеркнущие дали. СПб., 1896;
Мезиер А.В. В поисках правды и смысла жизни. Очерк из истории русского масонства. СПб., 1906;
Соколовская Т.О. Русское масонство. СПб., 1908;
Масонство, или Великое царственное искусство вольных каменщиков. СПб., 1911;
Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг., 1917;
Берберова H. Люди и ложи: русские масоны 20 столетия. М., 1997;
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем. М., 1990;
Jennings J. The Rosicrucians, their Rites and mysteries. L., 1870.