Запечатление (Рапацевич, 2006)
ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ - специфическая форма научения животных, при которой в их памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые врождённые поведенческие акты. Такими объектами в естественных условиях являются прежде всего носители типичных при-знаков вида: родительские особи, детёныш одного помёта, половые партнёры, а также пищевые объекты, постоянные враги и т.п. (см. Импритинг). Наиболее изученная форма запечатления - «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. Эта реакция обеспечивает сплочённость семьи, возможность охраны и ухода за потомством и формирование механизмов внутригруппового поведения. Запечатление возможно лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного периода времени, называемого сенсибильным (или критическим). Процесс запечатления совершается чрезвычайно быстро (часто при первой же встрече с объектом запечатления), без пищевого или иного дополнительного подкрепления. Как правило, результат запечатления не поддаётся в дальнейшем изменению (необратимость запечатления). Фиксируемая при запечатлении совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего врождённого пускового механизма недостающими компонентами.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 234.