Элементы
ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие элемента, воспринятое из Античности, претерпело определенную трансформацию. Выражалось термином «‘унс̣ур» (элемент), наряду с которым использовались «’ас̣л» (основа) и «рукн» (столп), получившие в некоторых философских направлениях особое содержание. Понятие «стихия» выражено термином «’устук̣ус̣с̣» – транскрипцией греческого στοιχεῖα либо, реже, калькой х̣арф (буква), которое в таком случае трактовалось в более широком смысле – как начало вообще.
В каламе с его атомистическими теориями строения тел понятие элемента как таковое не использовалось, хотя близким к нему можно считать «рукн» (столп). Этот термин обозначает минимальную атомарную структуру, способную существовать в трехмерном пространстве и выступающую в качестве элементарной единицы построения тел. В арабоязычном перипатетизме понятие элемента вводится как производное от «качества» (кайфиййа) тела. Как элементарные, несводимые к другим и неотъемлемые от тел рассматриваются две пары качеств: теплота и холод, влажность и сухость, – каждая из которых имеет «среднее» (мутавассит̣) между крайностями. Первая пара определяет активность тел, вторая – их свойство претерпевания. Все прочие качества тел производны от этих четырех. Элементарные качества представлены четырьмя телами, которые иногда описываются как обладающие каждое парой качеств (огонь – теплотой и сухостью, воздух – теплотой и влажностью, вода – холодом и влажностью, земля – холодом и сухостью), образуя замкнутый квадрат качеств, а иногда как представляющие то или иное качество в крайней степени, при этом могут указываться дополнительные качества, напр. теплота для огня, холод для воды, «податливость» (майа‘а̄н) для воздуха и «застылость» (джумӯд) для земли (Ибн Сӣна̄). Эти тела, называемые «основами» (’ас̣л) или «столпами», имеют общую первоматерию и «превращаются» (истих̣а̄ла) друг в друга. Превращение подразумевает полный переход качеств одного в другое, в отличие от «смешения» (миза̄дж), в котором качества сохраняются. Чем более «умеренной» (и‘тида̄л) является смесь, тем более высокий класс существ она способна породить.
В исмаилизме в качестве элемента рассматривается «столп». Столпами называются четыре концентрические сферы: огня, воздуха, воды и земли, образованные из оформленной перво-материи благодаря движению объемлющего их небесного тела. Столпы состоят из частиц и обладают качествами теплоты, сухости, влажности и холода, однако эти качества не являются элементарными, ибо производны от соотношения движения и покоя частиц столпов, которые в свою очередь определяются степенью нагрева, приходящего от высшего небесного тела и вызванного его движением. Верхний и нижний слои соседних столпов обладают сходными качествами в силу взаимного влияния и равной удаленности от высшего небесного тела (верхний слой воздуха столь же горяч, как нижний слой огня, который холоднее его верхнего слоя) и потому превращаются друг в друга. Превращение ал-Кирма̄нӣ не отличает от смешивания, поскольку в таком взаимодействии столпов всегда получается качественно новое сущее, не сводящееся к исходным элементам. В порожденном сущем различаются два аспекта: «смесь» (миза̄дж) и «смешанное» (мумтазидж), выражающие соответственно активность (проникновение одного столпа в другой) и пассивность (принятие воздействия и превращение). Как «смесь» порожденное сущее является причиной, как «смешанное» – следствием.
В ишракизме кардинальная трансформация понятия элемента связана с его приспособлением к метафизике света и тьмы. Не признавая субстанциальных форм, ас-Сухравардӣ критикует перипатетическое понятие «смесь», утверждая, что при смешении происходит не более чем количественное «усреднение» (тавассут̣) качеств, отличающееся от «порчи» (фаса̄д) лишь тем, что последняя предполагает их полную замену. Вместе с тем он признает, что благодаря «составлению» (таркӣб) образуются минералы, растения и животные. В качестве подлинных элементов (’ас̣л) в ишракизме выступают три типа материальной субстанций, различающиеся по способности пропускать свет: задерживающая, приглушающая и прозрачная. Причиной всех качеств ас-Сухравардӣ считает теплоту, но, в отличие от ал-Кирма̄нӣ, полагает ее источник не в движении небесного тела, а в свете – единственном начале активности, поэтому свет, а не качества рассматривается как подлинная природа любого сущего.
Хотя натурфилософию нельзя отнести к главным дисциплинам философии суфизма, в нем используется лексикон перипатетизма и ишракизма при описании природных качеств сущего и признаются четыре элемента, наряду с которыми фигурируют свет, также относимый к природе, и «дым» (дух̱ан), образуемый всеми элементами и составляющий особую сущность. «Дым» также упоминается в ишракизме при объяснении небесных явлений, а в исмаилизме говорится об «испарениях» (бух̱а̄р), которыми объясняется образование минералов в толще земли.
А. В. Смирнов
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 430-431.