Конструктивизм (СЗФ.ЭС, 2011)
КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в теории познания, ориентированное на использование в философии достижений науки, прежде всего биологии, нейрофизиологии, кибернетики, а также лингвистики и социологии. Представители к. опираются на труды английского логика и математика Джорджа Спенсера-Брауна, австро-американского физика Хайнца фон Ферстера, американских психологов и лингвистов Эрнста фон Глазерсфельда, Грегори Бэйтсона, Поля Вацлавика, чилийских биологов Франциско Варелы и Умберто Матураны, немецкого нейрофизиолога Герхарда Рота. В рамках так называемого радикального к. все большее влияние получает направление, опирающееся на идеи Н. Лумана.
От радикального к., оспаривающего саму возможность познания объективной реальности, редуцированную к бесчисленным субъективным реальностям человеческих сознаний, отличают его мягкую версию. Это так называемый эрлангский конструктивизм, апеллирующий к объективности языка и стремящийся преодолеть «наивное обнаружение мира» через конструирование специальных языковых и научных методик. Сторонники этого направления опираются на идеи Гуго Динглера и Пауля Лоренцена. В настоящее время оно представлено «школой Констанца» (Йорген Миттельштрасе, Фридрих Камбартель), «диалогическим» или «философско-антропологическим» конструктивизмом (Куно Лоренц, Вильгельм Камла), «методическим культурализмом» (Петер Йаних). Промежуточную позицию между радикальным и эрлангским к. занимает интеракционистский к., восходящий к социальному конструктивизму Питера Бергера и Томаса Лукмана (Керстен Райх и др.).
Несмотря на существенные расхождения, все эти течения имеют общие исторические корни и объединяющую предпосылку, состоящую в негативном отношении к реализму с его теориями отражения и утверждениями о соответствии между субъективной действительностью и объективной реальностью.
Сторонники к. возводят свой подход к античному скептицизму (Пирон) и учению Протагора; своими предшественниками они считают также представителей средневекового номинализма и отдельных мыслителей Нового времени (Р. Декарт, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Однако первым аутентичным конструктивистом признается итальянский философ Джамбатиста Вико. Он предложил представление о человеке как о существе, совершенство которого, в отличие от совершенства Бога, состоит в совпадении познавательной и созидательной деятельности и который вынужден «составлять» свое познание из элементов. Таким образом, человек становится созидателем истин, познаваемых благодаря этому «составлению». Вполне «конструктивистской» можно считать также концепцию синтетического априорного познания, выдвинутую И. Кантом. В совр. философии непосредственными предшественниками к. признаются Э. Гуссерль и Дж. Дьюи. В случае Э. Гуссерля востребованными оказываются детализованные исследования возникновения «жизненного мира», концепции о конструкции феномена вещи и возникновения сознания времени, а также разработка отношения повседневности к образованию научных теорий. В случае Дж. Дьюи принципиальное значение имеет отказ от репрезентативности в содержании научных теорий: последние рассматриваются в качестве прогностических вспомогательных средств, расширяющих возможности обращения с миром.
Естественнонаучные предпосылки к. лежат в конструировании релятивистской картины физической реальности (четырехмерное пространство-время, отличное от естественно-понятных трехмерного пространства и одномерного времени), а также в квантовой теории (тезис о зависимости результатов наблюдения частиц от позиции наблюдателя).
«Библией» радикального к. стала книга Дж. Спенсера-Брауна «Законы формы». Ученый предложил аксиоматическую систему пропозициональной логики или «логику различений», состоящую из двух аксиом, причем в ней отсутствуют такие обычные логические операции, как конъюнкция и дизъюнкция, а в качестве переменных выступают сами логические функции. Данные аксиомы («закон наименования» и «закон пересечения границы»), по мнению конструктивистов, описывают некоторые самоочевидные когнитивные процедуры, в первую очередь - операции наблюдения и описания, различения и именования, самонаблюдения и самоописания, - и в этом смысле служат фундаментом научных дисциплин, в т.ч. и социально-гуманитарных. Созданная Дж. Спенсером-Брауном логика, где «онтологические» реалии, идентичности, объекты и имена понимаются лишь как следствия осуществления тех или иных различений, стала методологическим основанием радикального к.
Во многом основываясь на этой логике, биологи У. Матурана и Ф. Варела отождествляют с познанием саму жизнь живых систем. В качестве познающей инстанции рассматривается организм, а то и его органы. Процессы познания сводятся к наблюдениям, а наблюдения к производству различений. Живая система в процессе своего самовоспроизводства, или аутопойэсиса, осуществляет различения, и прежде всего выбирает те или иные свои следующие репликации. Несмотря на такое расширительное толкование познания, эпистемология радикальных конструктивистов сопровождается выраженным скепсисом, который в значительной степени покоится на нейрофизиологических аргументах. Так, У. Матурана утверждает, что не существует сколь-нибудь жесткой связи между спектральными значениями видимых объектов и фактической стабильностью свойств воспринимаемых цветов. Стабильность свойств объекта, его идентичность, сама его объектность суть конструкции или удобные фикции. Например, апельсин остается оранжевым и при солнечном, и при электрическом свете, хотя в последнем случае прибор, измеряющий длины отражаемых им волн, зарегистрировал преобладание голубых (т.е. коротких) волн. Далее, в качестве популярного примера и метафоры конструктивисты указывают на «слепое пятно» в нашем поле зрения - огромный визуальный пробел на сетчатке в основании зрительного нерва, словно достраиваемый в процессе конструирования визуальной реальности; причем сам этот процесс познания как конструирования ускользает от нашего внимания: мы не видим того, что мы не видим. Из всего этого делается вывод о том, что невозможно установить стабильных корреляций между событиями во внешнем мире, объективной реальностью и состояниями нейронной активности. Нейроны взаимодействуют главным образом друг с другом, и та информация, которая передается, не имеет ничего общего с конфигурациями воспринимаемых объектов или воспринимаемыми цветами и формами.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 20-22.
Литература:
Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. Ballantine, 1972; Foerster H. v. Observing Systems. N. Y., 1978; Glasersfeld E. V. Radical Constructivism, a Way of Knowing and Learning. L., 1995; Janich P. Konstruktivismus und Naturerkenntnis. Auf dem Weg zum Kulturalismus. Fr., 1996; Lorenzen P. Konstruktive Wissenschaftstheorie. Fr., 1974; Luhmann N. Gesellschaft der Gesellschaft. Fr., 1997; Maturana H. From Being to Doing. The Origins of the Biology of Cognition. Heidelberg, 2004; SchmidtS. J. Der Diskurs des Radikalen Konstruktivismus. Fr./M., 1987; Watzlawick P. Die erfundene Wirklichkeit. Fr., 1981.