Хриматистика (Лопухов, 2013)
ХРИМАТИСТИКА (ХРЕМАТИСТИКА) (от др.-греч. «хрима» («хрема») — нажива, владение, имущество) — в современной трактовке ориентация всей хозяйственной деятельности на получение прибыли без учета моральных, правовых, экологических и прочих аспектов и последствий жизнедеятельности хозяйственного механизма в целом (дома, города, региона, страны, планеты); использование общественных (человеческих, природных, культурных) ресурсов исключительно в целях личной наживы. В более широком смысле — хриматистика — это экономика товарно-денежного фетишизма, нацеленная не на возрастание потенциала общественного блага и национальной безопасности, а на производство сверхбогатства для отдельных групп населения (коррумпированной бюрократии, политической и финансовой олигархии, всевозможных «кланов», «корпораций», осуществляющих антигражданскую деятельность). Хриматистика отвергает как «противоестественные» и «губительные» традиционные ценности, если они не обладают товарностью и прибыльностью (взаимопомощь, сострадание, бесплатное образование и здравоохранение, экологию, достойное пенсионное обеспечение, меценатство, патриотизм, гражданственность и пр.). Термин был впервые введен Аристотелем для отделения здоровой, полезной, истинной экономики, экономики «домостроительства» — искусства материального обеспечения жизнедеятельности семьи, города, государства — от антиэкономики, утверждающей культ безудержного, инфернального обладания, накопительства, стяжания.
В настоящее время хриматистические тенденции во многих странах пытаются ограничить с помощью государства, общественных организаций, религии, средствами духовной культуры. При этом признаются возможные негативные последствия «либералистских перекосов» в масштабах мировой экономики, когда «человеческая свобода продавать себя и покупать других, свобода бесконечно наращивать свои капиталы и свобода манипулировать ими ведет к торжеству новых форм рабства» (С. Кара-Мурза). Богатые субъекты мировой экономики (страны «ядра») становятся носителями мировой власти, направленной против бедных стран («периферии»). По мнению ряда социологов (А. Зиновьев и др.), создается мировая система неототалитаристского типа, направленная против разума и подлинных человеческих возможностей, против здорового образа жизни и сбалансированного, гармоничного благополучия. Адепты альтернативной, неогуманистической, домостроительной, НЕ-ХРИМАТИСТИЧЕСКОЙ экономики исходят из целесообразности гармонизации личных (частных) и общественных хозяйственных устремлений и интересов, из необходимости укрепления органической целостности всей системы жизнеобеспечения (человек — природа — общество). В этом случае отвергается тезис «прибыль здесь, сейчас и любой ценой», но утверждается стратегия ко-эволюции. Ее главная идея: «Рост благополучия означает одновременно возрастание ответственности всех субъектов социальной жизни за состояние дома, города, страны, окружающей среды и за будущее».
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 447-449.