Дисциплинированное мышление
Орудием для воспитания в человеке упорядоченного или дисциплинированного мышления взамен мечтаний служат: сказка, басня, песня. Все они представляют собой мышление на определенную тему, то есть систематическое напряжение ума. Таким образом сказка, басня, песня являются прежде всего методическим приемом для развития упорядоченного мышления. Жизненная важность и необходимость такого мышления делает понятным всеобщую распространенность сказок, басен и песен во всем человеческом роде. В детстве отдельного человека ив период младенческого состояния человечества, сказка является важнейшим воспитательным средством развития мышления. Отсюда универсальная распространенность сказок, как естественного развития ума и накопление мыслительного опыта. Такая точка зрения на существо сказок указана была еще Платоном, который советует материям и кормилицам рассказывать детям сказки и мифы. Это было началом воспитания. Но сказки имеют и другое, более широкое значение: содействуя развитию личности, сказка воспитывает идеализм и чувство правды. Оттого ее значение далеко выходит за пределы интересов ума и мышления.
Начиная со сказок, басен и песен возникает впервые живое предание, а затем и письменность, как новые орудия человеческого прогресса, а затем возникает и само создание литературы, которая постепенно совершенствуя человека, и сама развивается и совершенствуется в своих формах и образцах творчества. Низшими членами этой вековой поступательной цепи являются: песня, сказка, басня. Сказка и басня развивают ум и характер, песня действует по преимуществу на чувство и настроение, закрепляя и развивая чувство и тем самым создавая основы будущих директив жизни, исходящих из чувства.
Цитируется по изд.: Сикорский И.А. Книга жизни. Психологическая христоматiя для школы и жизни. М., 2012 (Репринтное воспроизведение издания 1931 года), с. 42.