Этика (СЗФ.ЭС, 2009)

ЭТИКА (от греч. ethos - привычка, обычай, характер) - как философская дисциплина и ее название восходит к Аристотелю, который развил более древние воззрения (софисты, Сократ, Платон). Когда традиционный образ жизни и унаследованные общественные институты утрачивают свое привычное значение, философская этика, направляемая идеей осмысленной человеческой жизни, пытается методическим путем, не ссылаясь в качестве последнего аргумента на политические и религиозные авторитеты или на издавна привычное и надежное, найти приемлемые для всех положения о правильных и справедливых (Справедливость) действиях.

У Аристотеля и в заложенной им этической традиции наряду с узким имеется также и расширенное значение этики, когда к ней причисляются экономика и политика социальная философия, философия права и государства). Этика в этом случае совпадает с практической философией, которая, однако, определяется не только предметом широко понимаемой практики, но и нравственно-практическим интересом. Позже значение э. сводится к философии морали (philosophia moralis), которая занимается, прежде всего, личной стороной правильного действия, в значительной мере исключая социальные и политические аспекты. В соответствии с познавательными интересами различаются три формы этики:

(1) Эмпирическая этика пытается описать (дескриптивная этика) многообразные проявления морали и нравов различных групп, институтов и культур, объяснить их происхождение и функции и по возможности обобщить в эмпирической теории человеческого поведения (экспланаторная этика). Это не является подлинной задачей философии, а входит в обязанности истории, этнологии, психологии и социологии (например, М. Вебер), а также моралистики, если она лишь описывает существующие нравы, не поучая и не занимаясь (как это часто случается) критикой морали. Во всяком случае, на общем уровне философия может принимать участие и в этом предприятии и исследовать, подобно социальной антропологии, поведение человека вообще, напр. роль обычаев, нравов и права. Она может вносить в исследование новые точки зрения, к примеру, ставить часто оставляемый без внимания вопрос о том, существуют ли, несмотря на многочисленные различия, также и существенные общности, противостоящие строгому релятивизму.

(2) Целью нормативной э. и, пожалуй, конечной целью философской э. вообще является оценка господствующей в тот или иной период морали на предмет ее соответствия пользующейся признанием критической морали (эвалюативная этика), при необходимости ее критики или обоснование обязанности, категорического императива в этическом смысле (прескриптивная, предписывающая этика). Ее важнейшие в настоящее время аспекты: а) инспирированная Аристотелем эвдемоническая этика (принцип счастья): эвдемонизм, : неоаристотелизм), б) выработанный И. Кантом категорический императив, при котором свобода понимается как автономия (законодательство собственной воли человека) и в) восходящий к И. Бентаму и Дж. С. Миллю утилитаризм. К кантовской этике в широком понимании относится также разработанная К.-О. Апелем и Ю. Хабермасом дискурсивная этика, а также теория справедливости Дж. Ролза. Посредником между эвдемонической и автономной этикой при предпочтении личностно ориентированной автономии выступает О. Хеффе.

(3) В свою очередь, метаэтика берет на себя важную задачу по критическому анализу языковых элементов и форм моральных суждений, расширению масштаба критической морали (моральный принцип) и выработке методов ее оправдания и применения (прикладная этика).

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 120.

Литература:

Адорно Т. В. Проблемы философии морали. М., 2000; Айер А. Язык, истина и логика (гл. 6) // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993; Апресян Р. Г., Гусейнов А. А. Этика. М., 1998; Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994; Гартман Н. Этика. СПб., 2002; Дробницкий О. Г. Моральная философия. М., 2002; Макинтайр А. После добродетели. М., 2000; Мур Дж. Э. Принципы этики. М., 1984; Мур Дж. Э. Природа моральной философии. М., 1999; Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Шпеман Р. Основные понятия морали. М., 1993.

Tags: 
Понятие: