Арктические конвои
АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ 1941—1944, система защиты советского судоходства в Великую Отечественную войну в Белом, Баренцевом и Карском морях (западнее участка Северного морского пути от Архангельска до пролива Вилькицкого) от нападения немецко-фашистских надводных кораблей, подводных лодок и авиации. В иностранной литературе Арктическими конвоями иногда называются англо-американские конвои, курсировавшие между Англией (Исландией) и северными портами СССР Мурманском и Архангельском (см. Конвои союзные в СССР 1941—45). В Великую Отечественную войну германский флот и авиация пытались нарушить морские перевозки между северными и дальневосточными портами СССР, а также снабжение и вывоз промышленной продукции из портов Советской Арктики. Средняя продолжительность навигации в Арктике составляла 4 месяца (с июля по октябрь).
К действиям на арктических коммуникациях противником привлекались: авиация — в Белом и Баренцевом морях вплоть до Новоземельских проливов; подводные лодки и надводные корабли — в Баренцевом и Карском морях до пролива Вилькицкого. Большую опасность судоходству создавали мины, поставленные надводными кораблями и подводными лодками противника. Защиту арктических коммуникаций осуществляла созданная в составе Северного флота Беломорская военная флотилия. Опираясь на главную базу Архангельская флотилия в 1941 году частью сил базировалась на Иокангу. В 1942 году создана ВМБ на о. Новая Земля, в 1944 году — на о. Диксон. Судоходство обеспечивалось системой конвоев. В 1941 году плавание в конвоях проводилось главным образом на участке Архангельск — о. Колгуев, в 1942 году Архангельск — о. Диксон, а в 1943 году Архангельск — пролив Вилькицкого.
В отличие от 1943 года, когда к востоку от о. Диксон допускалось плавание одиночных судов без охранения, в 1944 году плавание судов в Карском море проводилось только в конвоях. Пунктами их формирования были порт Тикси и пролив Вилькицкого. Для обеспечения выхода ледоколов и транспортов в начале навигации из Архангельска в Арктику, вывода судов из Арктики в конце навигации, а также обеспечения перехода судов с наиболее ценным грузом (с промышленным оборудованием и др.) организовывались операции по проведению конвоев, во время которых флотилия усиливалась кораблями и самолётами Северного флота. В остальное время, как правило, ходили малые конвои в составе 2—3 транспортов и нескольких кораблей охранения. Обеспечение их переходов осуществлялось в порядке повседневной боевой деятельности. С 20 октября по 29 ноября 1944 года проведена последняя операция по выводу из Арктики 4 ледоколов в охранении 21 боевого корабля (конвой «АБ-15»).
А. В. Басов
Советская военная энциклопедия в 8-ми томах, под ред. Гречко А.А. Москва, Воениздат, 1976-1980. Том 1: А – Бюро военных комиссаров, 1976, с 236.
Литература:
Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Изд. 3-е. М., 1974;
Козлов И. А., Шломин В. С. Северный флот. М., 1966.