Реформа (ССДСС, 1990)

РЕФОРМА — основной метод проведения социал-демократической политики, посредством которого капиталистическое общество должно эволюционировать в демократический социализм. Социал-демократическое видение Р. отличается от аналогичных воззрений других политических сил Запада своей исторически последовательной и многоплановой разработкой именно этой формы общественных преобразований, охватывающих все сферы жизни капиталистического общества.

Первым существенным шагом в становлении концепции Р. явились исследования в русле бернштейнианства (см.), которое предпочитало реформизм революционным действиям. В межвоенный период социал-демократы центристского толка делали упор на Р., сохраняющие позиции капитализма (например, выборочная национализация), а левые — на Р., ослабляющие его основы (участие трудящихся в управлении экономикой). В 50— 60-е гг. социал-демократия рассматривала Р. как необходимое средство укрепления «государства благосостояния» (см.), которое считалось важной промежуточной ступенью к демократическому социализму. В 70—80-е гг. в социал-демократических кругах идет острая дискуссия о конкретном содержании реформ, которые, как правило, дифференцируются на «системостабилизирующие», то есть укрепляющие существующий строй, и «системоизменяющие» — затрагивающие структуры современного капитализма, ведущие к его замене демократическим социализмом.

Официальное руководство социал-демократии стран Центральной и Северной Европы, особенно в периоды нахождения у власти, хотя и признает вышеприведенную дифференциацию, однако не проводит грани между обоими типами реформ. Оно считает, что количество осуществляемых реформ (прежде всего в социальной сфере и в области демократизации жизни общества) рано или поздно приведет общество к новому качественному состоянию — демократическому социализму. Р. для них — это определенная корректировка социально-экономической сферы, обеспечение четкого и эффективного функционирования существующего строя. Его совершенствование и считается главной целевой задачей Р. С точки зрения левых кругов в социал-демократии, «системостабилизирующие» реформы коренным образом отличаются от «системоизменяющих». Первые касаются прежде всего каждодневной социально-экономической политики и ограничиваются прежде всего охраной насущных интересов трудящихся (повышение пенсий, зарплат, обеспечение работой). Системостабилизирующие реформы могут, по их мнению, достигаться путем компромисса антагонистических классов. Вторые должны затрагивать структуры капиталистического строя, вызывать конфликтное состояние между широкими слоями трудового населения и представителями эксплуататорских классов. Эти Р. затрагивают, как правило, сферу собственности на средства производства, предполагают меры по коренной демократизации политической системы, повышению роли государства в системе планирования и регулирования экономических процессов.

В 70-е гг. выявилось расхождение по проблеме Р. и у левых кругов социал-демократии. Если, например, «молодые социалисты» в СДПГ придерживались концепции «двойной стратегии»— сочетания обоих типов реформ, то левое крыло ФСП — СЕРЕС (наряду с умеренными течениями в партии) выступило за единую стратегию «разрыва с капитализмом», создание системы самоуправленческого социализма (см.). На этой же позиции стояли и левые социалисты Италии и значительная часть социалистов Испании, выступавшие за «революционный реформизм». Практика 80-х гг. показала, что ФСП и ИСРП, оказавшись у власти и вынужденные направить основные силы на борьбу с экономическим кризисом, отошли от стратегии «разрыва с капитализмом».

Использованы материалы кн.: Современная социал-демократия. Словарь-справочник. - М.: Политиздат, 1990, с. 266-268.

Понятие: