Служба военная
СЛУЖБА ВОЕННАЯ - действительная служба в сухопутных и военно-морских вооруженных силах страны и в военных учреждениях. Давала служащим — солдатам, офицерам, генералам, адмиралам и военным чиновникам — определенные преимущества и права и налагала ряд ограничений, в т. ч. в быту.
Военнослужащим запрещались публичные выступления и суждения политического характера, сообщение без дозволения начальства в прессе сведений служебного характера и вообще любые выступления в печати, хотя бы и публикация художественных произведений, участие без разрешения в публичных чествованиях и др. общественная жизнь.
Офицеры и нижние чины могли брать промысловые и купеческие свидетельства, но производить торговлю и управлять промышленными заведениями могли только через поверенных. Всем состоявшим на действительной военной и военно-медицинской службе запрещалось участвовать в учреждении торговых и промышленных товариществ и компаний, в общественных и частных кредитных учреждениях и занимать в них должности.
При взысканиях по долговым обязательствам личному задержанию военные не подвергались; на удовлетворение кредиторов по решению начальства у них вычиталось из жалованья от 1/3 до 1/2 оклада. Офицерам запрещалось вступать в долговые обязательства с нижними чинами.
Жалованье выплачивалось по третям года, в походах выплачивалось усиленное жалованье; кроме оклада, также выплачивались квартирные, столовые и др. деньги, прежде всего в высших чинах. Жалованье, особенно младших офицеров, как правило, не получавших никаких добавочных сумм, было крайне недостаточным отчасти в XVIII в. и на всем протяжении XIX — нач. XX в., поэтому они должны были строго экономить, вплоть до того, что обедали через день либо должны были искать приватных заработков (репетиторство, письмоводительство и даже изготовление бонбоньерок для кондитерских); по статистическим обследованиям, в младших чинах армейские офицеры имели постоянный дефицит в весьма скупом бюджете и только с чина штабс-капитана офицер более или менее сводил концы с концами, и то если был одиноким: в кон. XIX в. подпоручик или поручик получали меньше квалифицированного рабочего- металлиста на столичных заводах. Между тем мастеровой не имел тех обязательных расходов, какие нес офицер, вплоть до того, что личное холодное и огнестрельное оружие, форменная одежда и снаряжение, строевая лошадь в кавалерии приобреталась на свой счет. Служба в гвардии тем, кто не имел поместий или иных доходов, была просто невозможна. Незначительным было и содержание нижних чинов, в силу чего им в летних лагерях разрешено было наниматься командами на вольные работы у помещиков под присмотром офицеров, а также заниматься в свободное время ремеслами.
Ввиду недостаточности содержания офицеры могли вступать в брак не ранее 23 лет и до 28 лет (во флоте — 25) должны были получать разрешение начальства после представления ему реверса, доказательства определенной матермальной обеспеченности. Нижним чинам действительной службы вступать в брак не разрешалось, кроме сверхсрочнослужащих унтер-офицеров вдовцов, имевших детей от брака, заключенного до службы, если дети оставались без всякого призрения, а также служивших в некоторых местностях. Для женатых солдат в казармах отводились особые помещения, на семьи отпускалось добавочное содержание. До 1874 года солдат перечислялся в военное ведомство вместе с семьей. Позже солдаты числились в тех обществах, к которым принадлежали до поступления на службу, но во время действительной службы и в течение года после нее они освобождались от всех податей и повинностей.
Военнослужащие не подлежали задержанию общей полицией и гражданским судам. Генералы и штаб-офицеры, пользовавшиеся правами командира отдельной части, могли ездить по всем железным дорогам с билетами 2-го класса в 1-м классе, с билетами 3-го класса — во 2-м; прочие офицеры и учащиеся военно-учебных заведений могли ездить с билетами 3-го класса во 2-м. Строевым офицерам и нижним чинам предоставлялось право за полцены посещать Императорские театры в Петербурге и Москве. Все военнослужащие и военные чиновники на службе и вне ее были обязаны носить форменную одежду и, по правилам ее ношения, холодное оружие.
В XVIII веке всем военным предписывалось носить усы, а если они плохо росли, то накладные усы; усы фабрились и закручивались вверх; равным образом полагалось носить и пудреные парики. В первой четверти XIX века ношение усов офицерами, кроме легкой кавалерии, было запрещено, но были дозволены бакенбарды, затем разрешены усы во всей кавалерии, а затем и всем офицерам и генералам; в 1881 году было разрешено и ношение бород всем, кроме нижних чинов корпуса жандармов. Волосы предписывалось стричь коротко. На гвардейских офицеров налагались более строгие ограничения в быту, хотя и неофициальные: они не могли брать извозчиков, кроме лихачей, в театрах должны были брать места только в ложах или не далее 5-го ряда партера и пр.
Срок службы офицеров не ограничивался, но в конце XIX века, а в некоторых случаях и ранее, были установлены предельные возрасты для разных должностей и чинов. В отставку можно было выходить в любое время и дважды вновь возвращаться на службу при соблюдении ряда условий. Обычно при отставке давался следующий чин, но при возвращении на службу он аннулировался.
В качестве награды за долгую службу или за заслуги разрешалось в отставке носить мундир. Отставным офицерам при погребении полагались воинские почести, как и всем военнослужащим действительной службы. Дети, а особенно сироты офицеров, принимались на казенный кошт в казенные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса. При выпуске из учебного заведения и даже при поступлении на военную службу по рекрутскому набору или по призыву разрешалось проситься в ту часть, где служили родственники — отец, дед и даже земляки; по возможности такие просьбы удовлетворялись, поскольку считалось, что это усиливает моральную ответственность солдата или офицера за честь мундира.
Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 629-630.