Джайнская философия

ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, философия джайнизма — неортодоксальная (настика) с точки зрения индуизма система мысли, зародившаяся в Древней Индии. Рациональное и критическое изложение джайнского учения содержится еще в «Сутра-кританге», части джайнского канона. А первое систематическое произведение Д.ф. классического периода — «Таттва-артха-адхигама-сутра» Умасвати. Ее комментировали, а также развивали Д.ф. Сиддхасена Дивакара (V в.) в «Ньяяватаравиврити», Акаланка (VIII в.), Харибхадра в «Шаддаршана-самуччае» (VIII— IX вв.), Маллисена (XIII в.) в «Сьяд-вада- манджари», Гунаратна (XV в.) в «Тарка-раха-сья-дипике» и др. По своему содержанию Д.ф. рационалистична, ибо в ее основе лежит учение о таттвах — вечных сущностях, являющихся исходными принципами бытия и вместе с тем фундаментальной истиной, на которой зиждется познание. Две главные таттвы — это джива (живое, душа) и аджива (неодушевленное). Аджива в свою очередь состоит из следующих родов бытия: пудгалы (материи, или «того, что поддается соединению и разъединению»), дхармы (условий движения, структурности), адхармы (условий покоя, стабильности), акаши (пустого пространства), калы (времени). Пудгала — вечная несотворенная субстанция, носитель движения и энергии, физическая основа мира, обладающая атомарным строением. Атом (ану) — бесконечно малая величина, имеющая вес и в потенции качества осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса; а все физические предметы образуются в результате слияния и комбинаций грубых (стхула) и тонких (сукшма) атомов. Однако основу Д.ф., по сути плюралистичную, составляет учение о множестве духовных субстанций — джив, — число которых неизменно и которые всюду пронизывают пудгалу. В джайнизме нет представления о Высшем Боге или Единой Душе, множество джив-монад никем не создано и существует изначально, но каждый джива находится в одном из двух состояний: совершенном — освобожденном от материи (мокша или нирвана); несовершенном — связанном с материей по причине сансары. По той же причине дживы обладают различными степенями и способностями воспринимать и познавать мир, но всякий джива потенциально всеведущ, всепроникающ и всемогущ, хотя в полной мере эти качества могут проявиться лишь в мокше, а в своем сансарном бытии он ограничен конкретным телом, в котором живет вплоть до свернутого состояния в минералах. По иной классификации таттв в Д.ф. существуют протяженные и непротяженные субстанции: к первым относятся джива, пудгала и остальные роды неодушевленного бытия; к непротяженным относится кала (время). Обладающий протяженностью джива может «испортиться» прилипающей к нему тонкой так называемой кармической материей, являющейся причиной соединения души с грубым телом. От этой порчи дживу могут избавить религиозно-нравственные и аскетические подвиги, ведущие в конечном счете к мокше.

В Д.ф. и гносеологии признаются три основных праманы в качестве самостоятельных и достоверных источников познания: пратьякша (чувственный опыт), анумана (логический вывод), шабда (свидетельство священного авторитета). Посредством первых двух праман обнаруживается бытие всех неодушевленных сущностей (аджива), тогда как о наличии души (джива) свидетельствует каждая из трех праман; причем авторитетным свидетельством для джайнов является опора на их священное писание — Агаму, а не на веды. Отличительной особенностью джайнской гносеологии является учение об относительности познания истины, отрицающее крайности и признающее множе-ственность точек зрения, с которых может рассматриваться предмет (анеканта-вада), где разрабатывалась своеобразная вероятностная логика (сьяд-вада).

Литература:

«Таттва-ртха-адхигама-сутра» Умасвати/Степ а нянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 136-151;

Jaina Sutras. Transl. from Prakrit by H. Jacobi in Two Parts. N.Y., 1968;

Encyclopedia of Indian Philosophies, ed. by K.H. Pot-ter. Vol. I: Bibliography. Delhi — Varanasi — Patna, 1974;

Лысенко В.Г., Тереньев А.А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994;

Glasenapp Н. von. Der Jainismus. В., 1925;

Mehta M.L. Outlines of Jaina philosophy. Bangalore, 1954;

Mookerjee S. The Jaina Philosophy of Non-Absolutism. Delhi, 1983.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 137-138.