Искусства история

ИСКУССТВА ИСТОРИЯ - составная часть искусствознания (комплекса научных дисциплин, изучающих художественную культуру общества); в узком и наиболее употребительном смысле под «историей искусства» подразумевают хронологическую систематизацию и описание произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, исследование развития пластических искусств в целом (всеобщая история искусств), в определенной стране (например, история русского искусства) или в отдельную эпоху (средневековье, Возрождение), эволюции художественного стиля (барокко, классицизма), вида (живописи, скульптуры), жанра (портрета, пейзажа). Искусства история опирается на исторические знания, использует данные археологии, музеологии, реставрационного дела и технико-технологического исследования памятников, вспомогательных исторических дисциплин.

Элементы истории искусства начали формироваться в эпоху Возрождения внутри исторических хроник. Основоположником истории искусства как разновидности гуманитарной ученой деятельности считается итальянский художник и архитектор Джорджо Вазари (1511-1574), автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). В эпоху Просвещения искусства история впервые отделяется от собственно истории в творчестве немецкого археолога и историка античного искусства И. И. Винкельмана (Winckelmann J. J. Geschichte der Kunst der Altertums. Dresden, 1764). В XIX в. развитие истории искусства в Европе сопровождается теоретическими изысканиями, направленными на выявление национальных и исторических особенностей художественных школ прошлого. В истории искусства выделяются специальные направления, такие как иконография (классифицирующая сюжетные схемы художественных произведений). В начале XX века зарождается иконология, раскрывающая образно-символическое содержание памятников изобразительного искусства и архитектуры (А. Варбург, Э. Панофски). Большое значение для становления профессиональной истории искусства имели культурно-исторические работы Я. Буркхардта и труды М. Дворжака, В. Вайсбаха, К. Тольнаи, в которых развивалась идея «истории духа».

Как самостоятельная и самоценная научная дисциплина искусства история окончательно утвердилась в творчестве Г. Вельфлина (1864-1945). Развитие метода стилистического анализа художественного произведения в сочетании с историческим подходом к осмыслению культурных процессов позволили в конце XIX - первой трети XX в. создать систематизированные «истории искусства» древности, средневековья, Возрождения и барокко, нового времени. В XX веке в историю искусства были включены истории художественной культуры Азии, Африки и доколумбовых цивилизаций Америки. Наибольшее влияние приобрели иконология, а также исследование структуры содержания памятников (П. Франкастель) с привлечением методов психологии (Э. Гомбрих) и психоанализа (Э. Крис). В историю искусства переносились методы археологии (Дж. Кублер), философии искусства и эссеистической критики (Г. Рид, К. Зервос, М. Рагон).

В России искусства история начала складываться во второй половине XIX - начале XX в. в исторических и историко-филологических исследованиях (Д. А. Ровинский, Ф. И. Буслаев, И. Е. Забелин и др.). Особенные успехи были достигнуты в изучении иконографии и в византиноведении (Н. П. Кондаков, Е. К. Редин, Д. В. Айналов). Большой научный и общественный резонанс имели «История искусств» П. П. Гнедича (1885), «История русского искусства» И.Э. Грабаря (в 6т., 1910— 1913), «История живописи всех времен и народов» А. Н. Бенуа (в 4 т., 1912-1917). В XX веке отечественная И. и. занималась, в основном, изучением классического наследия мировой и русской художественной культуры (М. В. Алпатов, Б. Р. Виппер, Ю. Д. Колпинский, В. Н. Лазарев и др.), древних и средневековых культур Причерноморья, Кавказа, Закавказья и Средней Азии (А. П. Окладников, И. А. Орбели, Б. Б. Пиотровский, Б. В. Веймарн и др.), развития «советского искусства». В последней трети XX в. появились исследования по истории художественных течений нового и новейшего времени (А. Д. Чегодаев, В. М. Полевой, В. С. Турчин и др.), истории художественной критики (Р. С. Кауфман, Г. Ю. Стернин и др.). На рубеже XX-XXI вв. обозначился интерес к методологическим поискам.

Л. Б. Сукина

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 142-143.

Литература:

Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. М., 1995;

Соколов М. Н. Искусствознание // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 161-163;

Kultermann U. Geschichte der Kunstgeschichte. Wien; Dusseldorf, 1966.