Американская этнопсихологическая школа
АМЕРИКАНСКАЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — совокупность концепций, широко разрабатывавшихся в США в первой половине — середине XX в. и объяснявших своеобразие культурно-исторического облика народов. Наиболее яркими представителями Американской этнопсихологической школы. Являлись такие видные ученые, как А. Кардинер, М. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон и др.
В основу научных исследований, взглядов и концепций Американской этнопсихологической школы было положено признание существования у различных народов специфических, только им присущих черт национального характера, которые являются устойчивыми психологическими характеристиками. Важнейшее внимание американские этнопсихологии уделяли разработке понятия «личность» как основного компонента исходной единицы, определяющей структуру целого. Настоящей и первичной реальностью для них являлся индивид, личность, а потому с изучения личности, индивида и следовало, по их мнению, начинать исследование культуры каждого народа.
Все это привело к тому, что к началу 40-х гг. научные взгляды зарубежных этнопсихологов выкристаллизовались в стройную концепцию, основные положения которой сводились к следующему. На ребенка с первых дней его существования воздействует среда, влияние которой начинается прежде всего с конкретных приемов ухода за младенцем, принятых у представителей того или иного этноса: способов кормления, ношения, укладывания, позже — обучения ходьбе, речи, навыкам гигиены и пр.
Эти уроки раннего детства налагают свой отпечаток на личность человека и влияют на всю его жизнь. Вот почему появилось понятие «основной личности», ставшее краеугольным камнем всей этнопсихологии Запада.
Представители А. э. ш. утверждают, что решающую роль в психологии человека играют этнокультурные нормы, а не природные способности и задатки, эмоционально-чувственные побуждения. По их мнению, такие черты национального характера, как агрессивность, стремление к насилию, подозрительность и др. объясняются особенностями культуры народов, особенностями их национальной психологии в целом. В своих концепциях американские этнопсихологи широко использовали психиатрические термины и положения психоанализа о замещении, об Эдиповом комплексе и др. Всего представителями А. э. ш. было исследовано около 20 различных культур, в основном народов бассейна Тихого океана, и сделаны выводы о специфике психологической культуры каждого из них.
Позже этнопсихологическая наука постепенно стала отходить от представлений об «основной личности», поскольку она давала во многом идеализированное представление о национально-психологических характеристиках людей и не учитывала возможности вариаций их черт у различных представителей одной этнической общности. На смену ей пришла теория «модальной личности», т.е. такой, которая лишь в абстрактно-общем виде выражает главные особенности психологии того или иного народа, в реальной же жизни всегда могут присутствовать различные спектры проявления общих свойств психологического склада народа.
Структура и содержание «основной личности», по мнению многих ученых, к 50-м гг. уже не коррелировалась с выявленными различиями, присутствовавшими даже среди членов одной культуры.
См. Этнография, Этнология, Этнопсихология.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 22-23.