Вежливость (Матвеева, 2010)
ВЕЖЛИВОСТЬ — соблюдение принятых в обществе правил обхождения с людьми, воспитанность, уважительность, предупредительность, корректность во взаимодействии и взаимоотношениях. Вежливость отражает исторически сложившиеся в обществе представления об этических нормах общения. Она высоко оценивается в социальной жизни, поскольку является тем качеством, которое обеспечивает комфортность общения, снимает или уменьшает агрессивность, совершенствует нравы (см. постулаты вежливости).
Суть вежливости — в придании своему собеседнику того общественного положения, на которое он имеет право претендовать. В. конкретизируется в зависимости от социального статуса и характера личных отношений говорящих. Почтительность — это подчёркнутая уважительность на дистанции, признание авторитета старшего по возрасту или особо выделяемой по социальному статусу личности; учтивость, корректность — строгое следование всем установлениям этикета без личностной окраски; воспитанность — органическая вежливость, естественное и свободное следование правилам уважительного общения.
Вежливость — это категория этики, культуры общения, воплощённая в языке различными средствами. Основным выразителем В. выступает речевой этикет (см.) — совокупность правил вежливого общения, отлившихся в стандартные речевые формулы: этикетные стереотипы, а также коммуникативные стандарты речевого поведения (стратегии и тактики), диалоги-дискурсы и тексты. В русском языке есть лексические средства вежливости, например, местоимение Вы в особом значении и написании как специальная формы вежливости (Уважаемый Владимир Иванович, обращаюсь к Вам с просьбой), глагол согласуется с этой формой во множественном числе (Алла, как Вы думаете, это возможно?); в системе личных имён — использование имени с отчеством (Эльвира Давидовна, Вас эти сроки устраивают?), при оформлении просьбы — слово вежливости пожалуйста, использование косвенных форм (Не могли бы Вы...; Хотелось бы).
Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 51-52.