Интердисциплинарный подход

ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ - 1) метод изучения истории, синтезирующий возможности разных дисциплин, изучающих различные аспекты социальной жизни человека и самого человека как социального существа (2); 2) интегральный подход к изучению прошлого на «перекрестке» социальных и гуманитарных наук, основанный на междисциплинарной кооперации (4); 3) изучение прошлого путем «стратегии присвоения», т. е. заимствования методов и концепций смежных дисциплин (5). В современной эпистемологии существуют различные представления об интердисциплинарности (междисциплинарности) в научном познании. В рамках одного из них интердисциплинарность рассматривается как взаимодействие научных дисциплин (3). В исторической науке интердисциплинарность иногда отождествляется с мультидисциплинарностью. При этом акцентируется внимание на том, что междисциплинарное взаимодействие заключается в применении исследовательского инструментария, заимствованного у смежных социальных наук.

Интердисциплинарный подход в историческом познании - это форма и способ изучения исторической реальности. Интердисциплинарный подход является одной из форм организации кросс-дисциплинарных научных исследований, направленных на преодоление дисциплинарной ограниченности в изучении истории. Интердисциплинарный подход как способ, позволяя взглянуть на историю в различных дисциплинарных ракурсах, представляет собой тот вариант холизма в историческом познании, предметный аспект которого проявляется в рассмотрении прошлого как целостной исторической реальности. Интердисциплинарный подход - это постановка научно-исследовательских задач на стыке истории и других научных дисциплин и использование их теоретического потенциала и научного языка в интерпретации научных фактов в целях целостного изображения истории. Интердисциплинарный подход, направленный на решение научных проблем, которые кажутся сложными или широкомасштабными для исследователей, принадлежащих к одной дисциплине, сопровождается интеграцией знаний предметного характера. В этом плане интердисциплинарный подход означает, прежде всего, кооперацию различных научных областей, циркуляцию общих понятий для описания, понимания и объяснения некоторого фрагмента исторической реальности. В результате историческое познание становится «средой гуманитарных наук» (М. Фуко). В историческом познании интердисциплинарный подход, как способ взаимодействия различных специализированных научных практик, проявляется не в том, что «территория историка» становится открытой для «эпистемической интервенции» со стороны других социальных и гуманитарных наук, а в том, что историк, работая на стыке разных дисциплин, старается сделать прошлое, выступающее предметом его исследования, более сложным и разноплановым с познавательной точки зрения. Интердисциплинарный подход, связанный с формированием новых научных полей исследования, ведет к образованию гибридных дисциплин путем заключения «брака» истории с другими социальными, гуманитарными и естественными науками (таких как: историческая социология, историческая психология, историческая этнология, историческая география, историческая антропология, социоестественная история, историческая политология, историческая демография, историческая имагология, историческая информатика, клиометрия и т. п.). Интердисциплинарный подход, когнитивная стратегия которого нацелена на получение нового синтетического знания об исторической реальности, раскрывает большие перспективы для проведения компаративных научных исследований.

А. В. Лубский

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 137-138.

Литература:

1) Вахштайн В. Эпистемические интервенции: скромное обаяние «чужих» объяснительных моделей. Режим доступа: http://www.hse.ni/news/ recent/49103686.html [февраль, 2014]; 2) Могильницкий Б. Г. Междисциплинарный синтез: уроки школы «Анналов»// Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С. 11; 3) Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relationships // Interdisciplinary. Problems of Teaching and Research in Universities. P., 1972. P. 139; 4) Репина Л. П. Опыт междисциплинарного взаимодействия и задачи интеллектуальной истории // Диалог со временем. 2005. Вып. 15. С. 5-14; 5) Тихонов В. В. Междисциплинарный подход в историографическом исследовании: современный российский опыт // «Стены и мосты»: Междисциплинарные подходы в исторических исследованиях. М.: Изд-во «Совпадение», 2012. С. 251-258.