Дотысячелетний приход Христа
ДОТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ПРИХОД ХРИСТА — один из четырех принципов «Полного Евангелия» пятидесятников, придерживающихся хилиазма, или милленаризма,— учения о тысячелетнем царстве Христа, которое якобы должно предшествовать концу света. Выделяют два типа милленаризма. Сторонники одного утверждают, что Иисус Христос вторично явится на землю после (по-англ. post) тысячелетия, поэтому его называют пост-милленаризм. Приверженцы другого убеждены, что сын божий осуществит новое «пришествие» до (по-англ. pre) тысячелетия, отсюда премилленаризм. Пятидесятнические церкви в СССР в своем большинстве поддерживают идеи премилленаризма. Правда, среди них существует различное понимание характера тысячелетнего царства Христа, а также событий, которые ему должны предшествовать. Они расходятся, прежде всего, по вопросу о том, где тысячелетнее царство Христово будет основано. Евангельские христиане в духе апостолов (ЕХДА), христиане евангельской веры (ХЕВ) и христиане веры евангельской (ХВЕ) считают, что оно имеет «космический» характер и будет установлено на «небе», т. е. являются сторонниками космопремилленаризма. Пятидесятники-сионисты и евангельские христиане святые сионисты (ЕХСС), наоборот, отстаивают «земной» характер тысячелетнего царства, утверждают, что оно будет создано Христом на нашей планете, т. е. стоят на позициях геопремилленаризма. В рамках последнего идеологи пятидесятников-сионистов считают, что это царство будет создано на иерусалимском холме Сион, и поэтому убеждают верующих любыми путями «выходить в Палестину», где и ожидать прихода Христа. В отличие от них, руководители ЕХСС утверждают, что «Сион» является религиозно-хозяйственным объединением последователей их секты и потому может быть в любой точке нашей или другой страны, где также можно ожидать второго пришествия сына божьего, который и вознесет верующих на «святую гору» в Иерусалиме. Геопремилленаризм, как показывают наблюдения, служит нередко идеологической приманкой для верующих других деноминаций. Замечены даже переходы к пятидесятникам-сионистам ЕХДА и ХЕВ-ХВЕ, которых привлекает именно «земной» характер тысячелетнего царства. Все без исключения руководители и идеологи, рядовые священнослужители и проповедники пятидесятничества в своей миссионерской деятельности уделяют большое внимание догмату о тысячелетнем царстве Христа на Сионе. ЕХДА, ХЕВ и ХВЕ считают, что в тысячелетнее царство войдут все пятидесятники — «избранники божьи»: и те, которых Христос застанет в живых, и мертвые, которые с его приходом воскреснут. А вечную жизнь наследуют не только пятидесятники, но все верующие — христиане. У них арминианский принцип всеобщего божественного милосердия проводится довольно последовательно. У пятидесятников-сионистов в тысячелетнее царство Христа на земле попадут лишь оказавшиеся в живых члены секты, а умерших там не будет. Умершие воскреснут после тысячелетия и обретут вечную жизнь только в царстве бога-отца на небе. Все другие христиане, поскольку не имеют духа святого, спастись не могут и в небесное царство не попадут. Они обречены на вечные мучения в аду. Что же касается верующих других религий и неверующих, которые именуются «беззаконниками и нечестивцами», то они все до одного будут уничтожены. Таким образом, арминианская идея о спасении толкуется пятидесятниками-сионистами эгоцентрично, как спасение только последователей их деноминации. Да и судьба последних, в свою очередь, ставится в зависимость от случайных факторов. Если при их жизни придет вторично сын божий, то они обретут земное тысячелетие, а если нет, то им придется уповать лишь на небесную вечность. Аналогичные взгляды по данному вопросу высказывают и ЕХСС.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 96-98.