Институциональный подход
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД - форма и способ научного изучения исторической реальности. Институциональный подход является одной из форм организации мультидисциплинарных исследований в исторической науке, направленных на решение научно-исследовательских задач в рамках ее предметного поля с помощью методологических конструктов и методов других научных дисциплин. Институциональный подход представляет собой систему познавательных принципов, ориентирующих историков на интерпретацию исторической действительности в русле институциональных теорий, разработанных в различных областях социально-гуманитарного знания. В качестве «института» или объекта исследования могут выступать: 1) организации; 2) правила и нормы; 3) модели поведения и социальные практики; 4) когнитивные образы и представления.
Различают классический институционализм и неоинституционализм. Классическое направление связано с изучением в качестве институтов политических организаций и формально-юридических норм, регулирующих отношения между людьми в обществе, а также социальные нормы, формируемые социальными системами и задающие модели социального поведения. Методологической основой классического институционализма выступает теория однолинейного прогрессизма, согласно которой история развивается по пути преодоления многообразия общественного устройства к единому рационально устроенному будущему. Применительно к историческому познанию в рамках классического институционализма одни исследователи акцентируют внимание на институтах как политических организациях и формально-юридических нормах, регулирующих отношения между людьми в обществе, другие - на институтах как совокупности формируемых социальными системами социальных норм, задающих модели социального поведения с целью интеграции и стабилизации общества.
Неоинституционализм признает возможность различных вариантов исторического развития и нацелен на характеристику специфики институтов, обусловленную выбором траектории исторического раз-вития. В рамках неоинституционализма институты рассматриваются как набор структурирующих человеческие взаимоотношения правил и ограничений, создаваемый самими людьми в процессе социальных коммуникаций или навязываемый социальными агентами, обладающими социальным капиталом, в том числе символическим [Д. Норт, Дж. Уоллис и Б. Вейнгаст]. Институты организуют взаимоотношения между людьми, структурируют повседневную жизнь, уменьшают неопределенность, задавая набор социальных альтернатив, которые име-ются у каждого человека. Внимание историков-неоинституционалистов акцентируется не столько на самих институтах, сколько на деятельности субъектов их поддерживающих или изменяющих, а также на институциональных изменениях. Историческое развитие рассматривается как процесс, детерминируемый социальной памятью. Она влияет на выбор пути общественного развития с учетом предшествующей траектории («path dependence»): в обществе воспроизводится институциональная система прошлого с постепенным внесением в нее изменений. Быстрее всего изменяются институты, которые относятся к внешнему, поверхностному слою, тогда как глубинные институты проявляют устойчивость. В рамках неоинституционализма сложилось также представление о том, что история - это переход от гетерономных обществ к автономным. Гетерономные общества инкорпорировали в свои институты идею о том, что они не являются результатом человеческих усилий, не были созданы людьми, по крайней мере, теми, кто жив сейчас. В автономном обществе, напротив, индивиды творят образцы, нормы и правила в процессе жизнедеятельности в форме воображаемой социальной реальности, которая затем превращается в реальность настоящую [К. Касториадис].
А. В. Лубский
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 133-135.
Литература:
Касториадис К. Воображаемое установление общества / Пер. с франц. Г. Волковой, С. Офертаса. М., 2003; Норт Д., Уоллис Дж., Вейнгаст Б. Концептуальный подход к объяснению истории человечества// Эковест. 2007. Т. 6. № 1; Торстендаль Р. Возвращение историзма? Неоинституциона- лизм и исторический поворот общественных наук // Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. Л. П. Репина. М., 2008.