Демографическая школа

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА в буржуазной социологии, изучает проблемы соотношения демографических процессов с динамикой социальной структуры, рассматривает народонаселение как определяющий фактор развития общества. Сформировалась в конце 19 века под воздействием идей О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма; среди основных теоретических источников демографической школы -  концепция социального дарвинизма. Основатели - французские социологи А. Каст и А. Дюмон. Термин «демографическая школа» введён в конце 1920-х годов. Тенденция развития демографической школы состояла в постепенном переходе от историко-эволюционных схем, базирующихся на идее прямолинейного закономерного развития исторического процесса, к теориям «цикла» (К. Джини, Р. Пирл) и «ритма» (Ф. Карли). Для демографической школы характерна биологизация общественных явлений и процессов. Воспроизводство населения рассматривается представителями демографической школы с чисто натуралистических позиций. Сознательное демографическое поведение определяют, по их мнению, не социальные факторы, а якобы биологические изменения в человеческом организме. Они абсолютизировали значение биологических факторов в воспроизводстве населения и пытались сформулировать такую концепцию его роста, которая основывалась бы на статистических данных и «закономерностях» демографического поведения людей, определявшегося биологическими характеристиками человеческого организма. Сторонники демографической школы широко применяли в своих исследованиях данные демографической статистики. Демографическая школа оказала влияние на взгляды многих буржуазных учёных, анализирующих воздействие фактора населения на различные стороны общественной жизни. На фоне общего кризиса позитивистско-натуралистического мировоззрения выявилась несостоятельность идеи абсолютизации демографического фактора общественного развития. Вместе с тем теоретическая основа демографической школы  - демографический детерминизм - широко используется как метод анализа в исследованиях буржуазных демографов, экономистов и социологов (в особенности представителей т. н. социологии населения) - Г. Бутуль, Ф. Лоример, Д. Боуг, А. Сови и др.

В. С. Краев.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Литература:

Краев В. С., Об этапах развития демографической школы в буржуазной социологии XIX-XX в., в сб.: Проблемы социологии народонаселения, в. 2, Свердловск, 1974; Sorokin P., Contemporary sociological theories, N. Y., 1964.