Символика социальная

СИМВОЛИКА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность символов. Символ (от греч. sumballo — сбрасывать, сопоставлять, понимать) — закрепленный традицией знак, содержащий какую-либо информацию. Практически вся человеческая символика социальная.

Символика социальная включает символы самого различного содержания, относящиеся к социальным общностям и социальным институтам любого уровня, отражающие самые разнообразные стороны социальных отношений, включая символы социальных коммуникаций. Каждый символ несет тройную нагрузку: информативную, коммуникативную и консервативную. С общественным характером символики социальной связана и такая присущая ей черта, как конвенциональность. Никакой знак не может превратиться в символ, пока приписываемый ему смысл не станет общепринятым какой-либо социальной общностью. Возникновение символики социальной связано, прежде всего, с социальным познанием. Без символики языка не был бы возможен современный уровень знаний об окружающем мире. Все человеческое мышление символично. Буквы являются символами звуков, слова — символами предметов и явлений реальности (объективной или субъективной), символически отраженной в сознании с помощью речи. Стереотипы объекта мышления глубоко индивидуальны, потому что каждый символ абстрактен (т.е. является обобщенным образом, не отражающим всей сущности конкретного явления и всех его качеств) и воспринимается каждым чел. в соответствии с его личным знакомством с обозначаемым явлением.

Еще более неопределенны символы абстрактных понятий. Отражая определенные знания людей, символика социальная используется, прежде всего, для передачи этих знаний, она закрепляет знания (истинные или ложные) о социально значимом предмете или процессе и «предлагает» поддерживать сложившиеся общественные отношения, тем самым способствует превращению их в нормы поведения. Символика социальная может принимать форму ритуальных действий во время церемоний, которые имеют или воспринимаются как имеющие жизненно важное значение. Символическое действие ведет происхождение от рационального действия, предназначенного принести удовлетворение какой-либо индивидуальной или общественной потребности. Тем не менее с изменением производительных сил и общественных отношений рациональные действия превращаются в традиционно-символические и в конце концов могут терять смысл и отмирать.

Специфическую группу составляет статусная символика, обозначающая положение человека, социальных общностей, социальных институтов и даже отдельных обществ на ранговой шкале или в горизонтальных стратах. Символы статусов возникли в первобытном обществе и связаны с групповым самосознанием, различающимся приверженностью к определенным представлениям о своем роде, фратрии, племени. В классовых обществах часть старой символики сохраняется как пережиток или трансформируется в новые символы, часть исчезает. Часто упоминаемую исследователями группу составляют символы престижа, неправомерно называемые символами статуса. К ним нередко относятся и псевдосимволы высокого социального положения, и псевдосимволы высокого уровня потребления. Например, потребление кем-либо отдельных дорогих товаров и услуг может поднять престиж в глазах отдельных людей, но еще не говорит о повышении его престижа в обществе и уж тем более не повышает социальный статус.

Иногда и явления, не относящиеся к результатам физических, интеллектуальных, экономических, социальных, политических или идеологических достижений или успехов людей, ошибочно воспринимаются как символы достигнутого. Например, болезненный румянец может рассматриваться как символ здоровья, случайно доставшаяся дорогая вещь — как символ богатства и т.д. Широко применяется символика и в художественном творчестве, искусстве. Художественные символы, являясь результатом творчества отдельных людей, приобретая общественное признание, превращаются в символику социальную.

Теория символики социальной разрабатывалась философами, социологами, этнографами и культурологами. Среди них Платон, считавший символы знаками, обозначающими идеи из «первичного» мира «истинного бытия», Г. Гегель, 3. Фрейд, К. Юнг и др. Представитель марбургской школы неокантианства Э. Кассирер утверждал, что процесс познания (рассматриваемый им как процесс образования понятий) не может обойтись без символизации материальных объектов или процессов, понимаемых им как «мыслительные продукты». Он выделил и ряд «символических форм», включающих язык, религию, миф, науку, искусство и т.п. Идеи Кассирера развивали У. Урбан, С. Лангер и др. Близка к ним и точка зрения отечественных философов М.К. Мамардашвили и A.M. Пятигорского, рассматривающих символ как «оболочку», внутри которой находится «содержательность» сознания, представляющего собой «единственную реальность». Дж. Мид разрабатывал проблемы познания через символическое посредство языка, однако рассматривал его как средство познания не объективной реальности, а субъективного мира множества ситуаций, в которых действуют субъекты. Исследование символов социального статуса одним из первых провел Паккард в 1959 году. П. Бурдье пришел к выводу, что на социальный статус человека оказывают влияние вкус и предпочтения. Философ Ю.И. Семенов справедливо отметил, что символическая деятельность первоначально направлялась на достижение намеченной цели, но неправомерно отнес ее к паразитарной практике, которая не способна привести к желаемому результату. Изучением значения символики в художественном творчестве занимались мн. философы, культурологи, поэты, писатели, публицисты.

H.T. Кремлёв

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 413-414.

Литература:

Васин Е.Я., Краснов В.М. Соц. символизм // Вопр. философии. 1971. № 10; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и яз. М., 1997; Плахо- ва А.В. Соц. символика: к определению понятия // Категории истор. науки. Л., 1998; Ровнер А.Б. Предисловие // Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Cassirer Е. Philosophic des Symbo- lischen Formen. Bd. 1-3. В., 1923-1929; Mead G.H. Mind, Self and Society. Chi., 1936.

Понятие: