Задача (Рапацевич, 2006)
ЗАДАЧА - цель, поставленная в конкретных условиях, требующая применения известного или изобретения нового способа для её решения. Для решения задачи необходимо преобразовать эти условия согласно определённой процедуре. Задача включает в себя цель (требование), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Между этими элементами существуют определённые связи и зависимости, за счёт которых осуществляется поиск и определение неизвестных элементов через известные. При описании хода решения задачи нужно указывать и действия, и операции, реализующие их. Задача становится логико-психологической категорией, когда предъявляется др. субъекту и принимается им к решению. Субъект с целью скорейшего решения задачи переформулирует, доопределяет задачу, ищет (планирует) способ её решения, что свидетельствует о включении процесса мышления. Поэтому мышление нередко трактуется как способность решать задачи. В познавательной деятельности выделяются задачи перцептивные, мнестические, речевые, мыслительные и др. Задачи могут возникать в практической или теоретической деятельности или создаваться преднамеренно (задачи учебные, игровые).
Термины «задача» и «проблемная ситуация» могут использоваться в двояком смысле, характеризуя объективный и субъективный аспекты мышления. Аналогично этому говорят о логической и психологической структуре решения: в смысле объективно необходимых и реально осуществляемых операций (напр., на нашем приборе для формирования понятий задачи любого семантического содержания логически решается за три оптимальных хода, в то время как психологическое её решение требует гораздо большего количества ходов в зависимости от возраста и подготовки исп.). По своей объективно-логической структуре различаются задачи интерполяционные и экстраполяционные или чаще - задачи с определённым и неопределённым условием. Психологическая структура решения, помимо состава входящих в неё логических процедур, характеризуется эвристическими процессами выдвижения и верификации гипотез (логически осознанных и интуитивных), построения планов и стратегий.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 226-227.