Диспенсационализм

ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ (от англ. dispensation — распределение, период) — теологическая концепция, согласно которой история человечества делится на отдельные периоды, а в каждом из них действует особый, характерный именно для него закон бога. Периоды сменяются по воле бога, когда он решает дать новое откровение и новый закон. Таких исторических периодов разные церкви насчитывали различное количество. Современные диспенсационалисты обычно говорят о семи божьих распределениях (диспенсациях). История мира, считают они, должна быть совершенной копией недели творения. Как неделя творения включает шесть дней труда и один день отдыха, так и история человечества должна включать шесть диспенсаций напряженного исполнения заветов (законов) бога и одну диспенсацию его благодарения или «Великого отдыха». В новейшее время возрождение и преобразование этого учения связано с именами Джона Дарби, одного из основателей плимутских братьев, и американца Сайреса Скофилда. По их мнению, человечество проходит через следующие диспенсации:

1) «невинности» — в саду эдемском, от сотворения мира до грехопадения Адама и Евы; 2) «совести» (бог руководит человеком исключительно через его совесть) — от грехопадения до потопа; 3) «человеческого правления» — от Ноя до Авраама; 4) «обетования» (или период патриархов) — от Авраама до Моисея; 5) «закона» от Моисея до распятия Христа; 6) «благодати» — от искупления до второго пришествия; 7) «манифестации» (или «царства божьего») — от второго пришествия. Все эти периоды не «вытекают» один из другого — каждая новая диспенсация приходит неожиданно. В истории нет внутренней логики.

Конец всякого предшествующего периода обычно сопровождается повсеместным нарушением действующего в нем закона. Отсюда пессимистический взгляд на современность. Никакой победы христианства диспенсационалисты не ожидают. Наоборот, они предсказывают дальнейший отход многих верующих от христианства, падение нравов и т. д., после чего последует непосредственное вмешательство бога. Конец современной, шестой по счету диспенсации и начало седьмой представляется Дарби и другими диспенсационалистам серией следующих актов: а) «тайное вознесение» всех святых на небо; б) обращение евреев, которые семь лет будут проповедовать Христа, борясь с необычайно разбушевавшимся Сатаной; в) второе пришествие Христа и его воинов, победа их над Сатаной; г) тысячелетнее царствие; д) новое освобождение Сатаны; е) второе уничтожение Сатаны, воскрешение мертвых праведников и окончательный суд. Диспенсационализм, сочетавший исторический пессимизм с верой в тысячелетнее царство, создал картину мира, соответствующую настроениям религиозных ортодоксов-протестантов конца 19 — начала 20 веков, отмечавших постоянную эрозию традиционной морали и ортодоксальной доктрины, остановить которую они не могли. Консерватизм этих людей вел их к подчеркиванию верности своим традициям при одновременном сближении друг с другом в борьбе с общим врагом — модернизмом. В конце прошлого века диспенсационализм превратился в общепротестантское движение. В 20 веке диспенсационализм, придерживаясь концепции премиллениалиэма, прочно объединяется с фундаментализмом в борьбе за влияние в протестанстких церквах.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 94-95.