Индукция в историческом исследовании (Чубарьян, 2014)

ИНДУКЦИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ (лат inductio - наведение) - 1) логическое суждение, основанное на методе «восхождения от конкретного к абстрактному», от частных (отдельных) фактов к общему выводу; 2) общенаучный метод изучения явлений посредством сбора и описания эмпирических данных (признаков и проявлений) и выведения на их основе общих свойств и характеристик.

Термин «индукция» встречается у Сократа, Аристотеля, который рассматривал ее как способ умозаключения, противоположный силлогизму. Родоначальником современного учения об индукции как основном методе научного познания выступает Р. Бэкон. Дальнейшее развитие понятия «индукция» связано с именем Дж. Ст. Милля, который в своей книге «Система логики» (A System of Logic) сформулировал пять правил доказательства причинных законов и связей, основанных на определенных алгоритмах индуктивных умозаключений.

Особенностью индуктивного метода выступает то, что он связывает частные явления с выводом не строго через законы логики, а скорее через эмпирические представления. Индукция необходима не только для обобщения фактов, ее применяют при доказательствах, в выводах и заключениях. Индуктивный метод незаменим при проведении экспериментов, наблюдении, опросах, а также при изучении исторических источников. Кроме того, И. используется как способ выведения абстрактных понятий из конкретных данных, тем самым способствуя формированию языка науки.

Различают полную индукцию - метод исследования, при котором результат получен на основе изучения всех частных случаев (сплошное наблюдение), и неполную индукцию - изучение отдельных частных случаев (несплошное наблюдение). Результатом неполной индукции выступает гипотеза, которая нуждается в доказательстве. Историческое знание часто выступает как результат неполной индукции.

Л. Н. Мазур

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 127-128.

Понятие: