Задатки (Рапацевич, 2006)

ЗАДАТКИ - генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной, сердечно-сосудистой, мышечной и эндокринных систем, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Задатки могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные. К задаткам интеллектуальных способностей относятся следующие: 1) типологические свойства нервной системы (сила, подвижность, динамичность, лабильность и уравновешенность); парциальные свойства, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры головного мозга, от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, лёгкость дифференцировок, сила сосредоточенного внимания, генерализация связей и отношений, умственная работоспособность и т.д.; 2) индивидуальные особенности строения и функционирования анализаторов, отдельных областей коры головного мозга; 3) соотношение двух сигнальных систем действительности; 4) кровоснабжение головного мозга и др. Вряд ли есть смысл расширительно толковать задатки, как это делает Р.С. Немов (1995), который, кроме природных задатков, выделяет также социальные, т. е. знания. Он иллюстрирует свою мысль так: напр., для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатков.

Тип высшей нервной деятельности оказывает существенное влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью («живой тип») благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, по данным В.Д. Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей. Каждый тип высшей нервной деятельности имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы с присущим им отражением действительности позволяет выделить три типа, обозначенные И.П. Павловым, как художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (равное представительство обеих систем). Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыслителя» - дробление её на отдельные части; в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характернее абстрактное, теоретическое мышление. В эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Представители среднего типа сочетают в себе черты художественного и мыслительного типов, что является предпосылкой проявления способностей в разных сферах человеческого знания. Исследования показали тесную связь обеих типологий. Люди с преобладанием первой сигнальной системы обычно имеют более сильную и лабильную нервную систему, тогда как лица с преобладанием второй сигнальной системы чаще оказывались более слабыми и инертными.

Способности отличаются от задатков, на основе которых они формируются. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки - это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно разовьются хорошие способности. Для того чтобы способности человека ускоренно формировались и развивались на базе его задатков, необходим ряд условий: человек должен иметь хорошие задатки; хотеть развить у себя соответствующие способности; быть достаточно волевым, целеустремлённым и настойчивым; активно включаться в те виды деятельности, в которых лучше всего эти способности развиваются. Кроме того, нужны рациональные программы, средства и методы обучения; высококвалифицированные, способные педагоги, знающие, как сформировать соответствующие способности. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями пролегает весь путь развития личности. Значение задатков для развития различных способностей неодинаково. Так оно отчётливо обнаруживается в музыкальных способностях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата - это именно 3. для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития. Сами же музыкальные способности в подлинном смысле слова - это свойства и данные, необходимые для музыкальной деятельности. Строение мозга не предусматривает, какие профессии, специальности, связанные с музыкальным слухом, сложатся в человеческом обществе, хотя сами способности и специальности являются продуктом исторического разделения труда людей. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберёт для себя человек, и какие возможности будут представлены ему для развития данных задатков. Насколько и как оформится задаткам, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатков в развитие данной способности. Не существует пока способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.

Развитие задатков - социально обусловленный процесс и, если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен тонкий музыкальный слух, и если данный конкретный человек имеет соответствующие врождённые задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности. Именно сочетание этих факторов, вероятно, позволило семейству Бахов реализовывать задатки музыкальных способностей своих членов такое длительное время - в результате в течение многих десятилетий в Европе всех музыкантов называли «бахами». Но сказать про любого представителя этой семьи: «Он - прирождённый музыкант» - можно лишь условно, т. к. мозг его не содержит полного предопределения жизненного пути, профессии, способностей. Задатки не специфичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Они многозначны: на основе одних и тех же задатки могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижёром, танцором, певцом, музыкальным критиком, композитором и т.д. Вместе с тем нельзя считать, что влияние задатков совсем нейтрально по отношению к будущим способностям. Так, особенности развития слухового анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия именно этого анализатора. Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

В области изучения природы и сущности задатков наука делает первые шаги. Негативный материал, относящийся к указанной проблеме, пока преобладает над позитивным. Существует гораздо больше научных данных о дефектах задатков, чем о структуре их продуктивных проявлений. Так, целый ряд тяжёлых врождённых или приобретённых в раннем возрасте аномалий мозга (олигофрения) выступает как почти необратимый дефект задатков, становящийся тормозом развития способностей.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 224-226.

Понятие: