Демонология (Кузнецов, 2007)
ДЕМОНОЛОГИЯ (от греч. δαίμων - божество, дух и λόγος - слово, учение) - в религиозных учениях — система представлений о необыкновенных нечеловеческих существах, личных или безличных, выступающих представителями потусторонних сил, преимущественно темных и разрушительных. В греческой культуре представления о демонах укоренены в наиболее архаических религиозных воззрениях. Греки, различая богов и демонов, наделяли их сходными признаками — бессмертием и силой. У Гомера демон «есть именно мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую не может назвать по имени и с которой нельзя вступить ни в какое общение» (А.Ф. Лосев). Древнегреческие источники позволяют сближать понятие «демон» с религиозными понятиями и говорить о магическом характере демонической силы. Демон в греческом восприятии - начало амбивалентное: его участие в человеческой судьбе может иметь катастрофические последствия, но может оборачиваться благоденствием. В диалогах Платона («Апология Сократа», «Феаг», «Алквиад 1» и др.) Сократ описывает своего демона как божественное знамение, дающее о себе знать в форме внутреннего голоса, сообщающего вещее знание. В греческой религии существовал культ демонов: Плутарх сообщает о двух жрецах эллинов, из которых «один занимался почитанием богов, другой — демонов».
В христианском богословии Д. — свод знаний о носителях богопротивной, дьявольской природы. В католицизме широкую известность приобрел «Молот ведьм» («Malleus maleficarum», 1486) — средневековый компендиум Д., подготовленный двумя теологами-доминиканцами — Яковом Шпренгером и Генрихом Крамером (Инститорисом), инквизитором в Тироле, которые свои сведения черпали прежде всего из тирольских и немецких народных верований. В средневековом русском православии Д. представлена главным образом в поучениях против язычества.
В современном религиоведении под Д. понимается совокупность верований в существование «нечистой силы» и олицетворяющих ее существ (бесов, чертей, дьяволов и т.д.), а также комплекс представлений о существах, составляющих низший по отношению к богам разряд религиозной мифологии — пандемониум, в который входят духи, гении, колдуны, ведьмы и т.д.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 134-135.
Литература:
Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1916. Т. 2. М., 1913;
Зеленин Д. К. Избр. труды. Очерки по русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995;
Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996;
Рязановский Ф.А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915;
Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.