Локаятики

ЛОКАЯТИКИ (санскр. и пали lokāyata, букв. – распространенное в мире) – профессиональные диспутанты-эристы начального периода индийской философии, многие из которых были собеседниками Будды. Искусство локаяты занимало прочное место в куррикулуме дисциплин брахманских школ 5 в. до н.э. и позднее, однако палийские тексты свидетельствуют о наличии и профессиональных преподавателей искусства доказательства и опровержения любого тезиса, которые, подобно афинским софистам, давали платные уроки. Локаятики брались аргументировать в пользу того, что все существует и ничего не существует, что все едино и все множественно, что ворона белая ввиду того, что у нее кости белые, а журавль красный потому, что у него кости красные (диалектическая метафора: софизм является результатом того, что суждение о части переносится на целое). Среди локаятиков эпохи Будды были и именитые брахманы, преподававшие в Таксиле, напр., Поккхасаради, и пилигримы-паривраджаки, напр., Пасура, который в каждом городке устанавливал на воротах ветку яблоневого дерева джамбу – снявший ее должен был вступить с ним в диспут. В числе локаятиков были целые семейства: сын Сабхии получил от матери 20 контровертивных тезисов, которые он мог предложить любым «эрудитам», а один из ранних джайнов Саччака, сын родителей, знавших 500 таких тезисов, странствовал со своими четырьмя сестрами, вызывая на диспут местных полемистов (Маджджхиманикая I. 227–237). О школах локаятиков как реальных училищах контроверсии свидетельствует «Ланкаватара-сутра» (3–4 вв.), которая воспроизводит дискуссии двух «партий», поочередно доказывавших взаимопротивоположные тезисы. Однако постепенно «локаятиками» стали называть уже не контровертистов, но атеистов, которые, вероятно, ассоциировались с мировоззренчески «беспринципными» профессиональными диспутантами.

В.К. Шохин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 448-449.

Понятие: