Естественный эксперимент (Рапацевич, 2006)
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - особый вид психологического эксперимента, включённого незаметно для исследуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Предложен А.Ф. Лазурским (1874 - 1917). Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на исп.). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности исп., который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренность ответной реакции. В естественном эксперименте наблюдение нередко дополняется беседой с исп. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности исп., а также трудности в использовании приёмов количественного анализа. Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведётся непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 217.