Единый школьный режим
ЕДИНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ РЕЖИМ грамотного письма и культуры речи - совокупность педагогических требований, предъявляемых к устной и письменной речи учащихся и учителей. Выполнение требований единого школьного режима способствует повышению уровня грамотности и культуры речи учащихся. Единый школьный режим устанавливается педсоветом школы. Он осуществляется на всех уроках и внеклассных занятиях. Как учащихся, так и учителя должны следить за тем, чтобы их речь была правильной в смысле произношения, словоупотребления и стиля. При чтении текста и при ответах следует требовать от учащихся интонационной выразительности, не допускать вялой, бесцветной речи, даже если она орфоэпически и стилистически грамотна. Допущенные учащихся речевые ошибки и неточности следует исправлять или во время ответа или по окончании его. К работе по исправлению недочётов речи полезно привлекать весь класс. Речь самого учителя должна быть образцом для уч-ся во всех отношениях. Поэтому педколлектив школы должен нетерпимо относиться к проявлению неряшливости и отступления от норм литературного языка в речи каждого учителя. Требования единого школьного режима к письменной речи учащихся предусматривают не только строгое соблюдение норм орфографии и пунктуации, но и логическую последовательность изложения. При проверке письменных работ учащихся преподаватели не могут ограничиваться исправлением только фактических ошибок по своему предмету, они должны отмечать и при выведении оценки учитывать орфографические, пунктуационные и логико-стилистические ошибки, допущенные в работах. Единый школьный режим содержит также требования к внешнему оформлению письменных работ и почерку учащихся.
Руководят всей работой по осуществлению единого школьного режима учителя-словесники. Они совместно с учителями начальных классов разрабатывают основные положения единого школьного режима для своей школы и содействуют их реализации, посещая уроки учителей-предметников и оказывая им методическую помощь (работа со словарём, правописание терминов и т.д.). Председатели методических объединений периодически проводят проверку соблюдения единого школьного режима в школе. Результаты проверки обсуждаются на заседаниях педсовета или на производственных совещаниях, организуются выставки лучших тетрадей учащихся по всем предметам. Требованиям единого школьного режима должна отвечать вся школьная документация (ученические дневники, рукописные журналы, школьные стенные газеты, объявления, лозунги и т.п.).
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 216.