Феномен (Кузнецов)

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον — являющееся). В философском употреблении данного термина можно выделить две противоположные тенденции. Согласно традиции, восходящей к древнегреческой философии и прежде всего к платоновскому учению о феноменальном и истинном бытии, под Ф. понимают данное в чувственном опыте явление вещи (положения вещей), которое подразумевает стоящую за ним сущность, недоступную чувствам и раскрываемую только в ходе некоторого особого познания или же и вовсе непознаваемую. Ф. в этом смысле есть явление принципиально относительное, изменчивое, порой даже субъективно-релятивное (например, у греческих скептиков), способное лишь в той или иной степени отобразить истинное бытие. Так, в философии Платона Ф. представляет собой явление чувственного мира, уподобляющееся и телеологически направленное к своей умопостигаемой причине — «идее». Неоплатонизм и средневековая фи-лософия в целом наследуют эту традицию различения явления и его скрытой причины. В Новое время (у Локка, Беркли и Юма) появляется психологическое понятие Ф. (явления). Ф. начинает мыслиться как данность сознанию во внешнем или внутреннем опыте ощущения, «идеи», перцепции. Особое влияние на дальнейшее развитие философии оказала кантовская концепция Ф. По Канту, Ф. — это предмет возможного опыта и эмпирического познания, явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания (пространство и время). Ф. противопоставляется непознаваемый трансцендентный ноумен, т.е. «вещь сама по себе». Тенденция рассматривать Ф. (явление) в качестве противостоящего сущности и скрывающего ее достигает своего апогея в философствовании Шопенгауэра и особенно Ницше. У последнего Ф. отождествляется с видимостью, фикцией.

В феноменологической философии мы обнаруживаем диаметрально противоположную тенденцию в понимании Ф. Возможность перехода к новому понятию Ф. заложена уже в учении Ф. Брентано о физических и психических Ф. Брентано проводит фундаментальное различие между данностями внешнего опыта (физическими Ф.) и непосредственно очевидными психическими Ф. на основе сущностной характеристики последних, заключающейся в том, что каждый из них «интенционально содержит в себе какой-либо предмет». Описание Ф. на основе интенциональности позволяет увидеть в них единство явления и сущности, увидеть «саму вещь». Таким образом, в феноменологической философии Ф. — это непосредственно самообнаруживающаяся данность первичного опыта, или, как определяет М. Хайдеггер, «само-по-себе-себя-показывакмцее». Ф. в этом смысле есть не видимость вещи, но ее само-данность, он не предполагает позади себя существование «вещи самой по себе». Феноменологически вещи суть то, что они суть как вещи опыта. В феноменологии Э. Гуссерля Ф. понимается как непосредственная данность сознания, обнаруживающая себя путем «искажения» естественной установки в феноменологической рефлексии (см. Феноменологическая установка), когда мы переключаем внимание от вещи на свое сознание вещи. Всякий такой Ф. есть интенциональное переживание, «сознание о...». Ф. не представляет собой некой «субстанции», наделенной реальными частями или свойствами, он лишь целостно схваченная «единица» «гераклитова потока» переживания сознания. Каждый Ф. может быть рассмотрен с двух необходимо принадлежащих ему сторон: реальной, составляемой актами сознания (см. Ноэсис), и интенциональной, заключающей в себе предметный смысл (см. Ноэма, Феноменологическая теория значения). «Чистый Ф.» — это структура смысла, освобожденная путем редукции от всякого фактуального (эмпирического, психологического) содержания. Поскольку Ф. постигаются в феноменологии как данные абсолютно, их исследование носит чисто дескриптивный характер (см. Феноменологический метод).

Литература:

Платон. Соч. В 4-х т. М., 1993;

Кант И. Собр. соч. В 8-ми т. Т. 3: Критика чистого разума. М., 1994;

Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996;

Husserl Е. Logische Untersuchungen. Bd. 2. (Husserliana, 19—20). Den Haag, 1984;

Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций//Ступени. СПб. 1991. № 3; 1992. №2 (5);

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 614-615.

Понятие: