Детская психология
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности. Исследования в области Д.п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребёнка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания. Предметом изучения Д.п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребёнка (игра, труд, учение), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей. Д.п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфических задач Д.п. и возраста исп.
При изучении возрастных особенностей личности проводятся т.н. поперечные и продольные исследования. В первом случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во втором - осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. Д.п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа. Д.п. решающее значение в психическом развитии ребёнка придаёт усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения, у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомо- физиологических особенностей организма и нервной системы ребёнка - предпосылка его психического развития. Однако это созревание ещё не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребёнка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т.п.). Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребёнком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умствен
ных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребёнка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребёнок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей.
Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребёнка следующие специальные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от I года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 10 лет), подростковый возрастет 11 - 12 до 14- 15 лет); ранний юношеский возраст (от 14 - 15 до 17 - 18 лет).
Важнейшие идеи и положения по Д.п. в отечественной психологии были сформулированы в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.А. Люблинской, А.А. Смирнова, Г.С. Костюка, Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина и др.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 160-161.