История археологии
ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИИ. Впервые термин "Археология" применил в 4 в. до н. э. Платон, имея в виду науку о древностях в самом широком смысле слова. Но и позднее термин "А." долго имел, да отчасти и до сих пор имеет в разных странах разный смысл. Ещё в 18 в. этим словом стали обозначать историю древнего искусства. Когда в 19 в. внимание науки привлекли все остатки старины (не только художественные), постепенно стало складываться совр. понимание А.; тем не менее в нек-рых бурж. странах доныне А. по-прежнему изучает иск-во древнего мира, а история иск-в вынуждена при этом ограничиваться ср. веками и новым временем. Иногда под А. понимают источниковедение истории искусств, что также ошибочно.
Зачатки А. были уже в древности. Вавилонский царь Набонид в 6 в. до н. э. производил раскопки в интересах ист. знания; особо он искал надписи древних царей в фундаментах построек, тщательно отмечая находки или тщетность поисков. В Др. Риме результатом сознательного изучения древностей является схема развития материальной культуры, к-рую дал великий поэт и мыслитель Лукреций. В 1 в. до н. э. он уже знал, опережая многих археологов 19 в., что каменный век сменился бронзовым, а бронзовый - железным.
Всякие археол. изыскания прекратились в нач. средневековья. В эпоху Возрождения в 15-16 вв. произведены были в Италии многочисл. раскопки, единственной целью к-рых было добывание антич. скульптур. В 18 в. с развитием дворянского коллекционерства антиквары в ряде стран стали собирать отд. археол. находки. Вскоре в нек-рых странах были произведены первые опыты раскопок с науч. целями.
После Великой франц. революции (конец 18 в.), с развитием бурж, ист. науки, быстро стала развиваться и А. Особое значение в её развитии имели раскопки Помпеи и Геркуланума (близ Неаполя). Эти города были засыпаны вулканич. пеплом в 79 н. э., раскопки там начались в нач. 18 в. и приняли науч. характер к кон. 18 в. (когда Неаполь был занят войсками 1-й Франц. республики). Деятели франц. бурж. революции и наполеоновских войн с особым интересом относились к античности. Этот интерес, соединённый с типичным для эпохи стремлением к точному знанию, обусловил организацию систематич. помпейских раскопок. Здесь учёные узнали, какой интерес для ист. знания может иметь скромная бытовая утварь. Помпейские находки всюду привлекли внимание к бытовым древностям, не только античным, но и др. эпох.
В 1-й пол. 19 в. в результате археол. раскопок открыты древние цивилизации Двуречья и Египта. Но при этих раскопках гл. внимание по старой традиции долго уделялось произведениям иск-в и письм. ист. источникам.
Ещё в нач. 19 в. первобытные древности во всех странах считались непознаваемыми, поскольку хронологическое их разделение считалось невозможным. Но это препятствие удалось преодолеть, когда интерес к древности возрос в связи с попытками социологов изучить возникновение человеч. общества. Для создания такой хронологии большую роль играла гипотеза о трёх веках - каменном, бронзовом и железном. Её высказы-
вали в 18 и в нач. 19 вв. разные авторы, в т. ч. в России А. Н. Радищев. Впервые её обосновал археол. материалом дат. археолог К. Томсен в 1836. Эту классификацию подтвердил и развил другой дат. археолог Е. Ворсо.
Для развития первобытной А. большое значение имели работы франц. учёного Э. Ларте. Изучая с 1837 пещеры Юго-Зап. Франции, он установил хронологию их отложений и доказал, что человек, делавший древнейшие кам. орудия, был современником мамонта и др. вымерших животных. Распространение дарвинизма начиная с 1859 (год выхода в свет "Происхождения видов" Дарвина) сделало выводы Ларте общепризнанными и подвело науч. базу под успешно развивавшиеся с тех пор поиски останков первобытного человека. Убеждённым дарвинистом был франц. археолог, активный участник Революции 1848, Г. Мортилье, установивший в 1869-83 хронологич. классификацию первобытных древностей, основанную на эволюционной теории. Изучение первобытного человека он ставил в тесную связь с разрушением библейских легенд и церковного мировоззрения. Он определил все осн. эпохи древнего кам. века и дал им названия (шелль, ашель, мустье и т. д.), употребляемые и доныне в науке. В 1865 англ. археолог и этнограф Дж. Леббок впервые предложил разделить каменный век на 2 эпохи: палеолит - древний кам. век и неолит - новый кам. век. Между палеолитом и неолитом долго не удавалось установить никакой связи. Учёные говорили по этому поводу о "необъяснимом разрыве". В кон. 19 в. франц. археолог Э. Пьет установил эту связь, открыв переходную эпоху-мезолит (средний каменный век).
Большое влияние на развитие А. имел в кон. 19 и нач. 20 вв. швед. археолог О. Монтелиус. Древние вещи он распределил по типам (тип - совокупность вещей, однородных по форме; археологи знают теперь десятки тысяч типов), а типы в свою очередь связал в типологич. эволюционные ряды, прослеживая для этого (путём тщательного анализа деталей) постепенные изменения форм. Правильность построения рядов он проверял по находкам. Так, эволюция топоров, эволюция мечей, эволюция сосудов и т. д. взаимопроверялись по их совместным находкам в погребениях (ранние топоры встречались с ранними мечами, поздние - с поздними и т. д.). Осн. пороком его метода является изучение вещей в их саморазвитии и вне создававшей их общественной среды. Монтелиус исходил из неверной предпосылки, будто вещи развиваются по тем же законам, что и живые организмы. Он установил множество археол. дат (преим. для бронз. века и раннего железного). Последователем Монтелиуса был франц. археолог Ж. Дешелет, выпустивший в начале 20 в. сводный описат. труд по археологии Зап. Европы. В основе его лежит А. Франции, начинается он с палеолита, но особое внимание уделено раннему жел. веку. Быт др. галлов воссоздан на основе тщательного изучения бесчисленных мелких находок. Англ. археолог А. Эванс заполнил в нач. 20 в. пробел между первобытными и антич. древностями. Его раскопки на Крите открыли высокую цивилизацию бронзового века, имевшую постоянные сношения с Египтом и Азией, что позволило определить время критских древностей. Находки же критских изделий в Европе послужили затем лучшим основанием для европ. археологич. хронологии.
Среди концепций, в к-рых содержались осн. теоретич. положения совр. А., следует отметить возникшее в 1-й пол. 20 в. понятие об археол. культуре. Картографируя элементы культуры одновременно существовавших групп человечества на различных территориях, европ. археологи пришли к заключению, что обнаруживаемые при этом различия связаны с этническими, социальными или хоз.-экономич. общностями и что часто за археол. культурами скрываются создавшие их древние племена и народы. Это привело к попыткам изучения происхождения народов, основываясь (среди других источников) и на археол. данных.
Для науки имеет важное значение вопрос о путях распространения различных явлений культуры. В исследовании этого вопроса большую роль сыграло развитие археол. картографии как науч. метода. Сложной задачей А. является создание хронологич. схем и переход от данных относительной хронологии к абсолютной.
Великие археол. открытия в 19 и 20 вв. были сделаны в Средиземноморье и на Бл. Востоке. В Греции велись раскопки в Афинах, Спарте и др. городах, были раскрыты знаменитые общеэллинские святилища в Дельфах и Олимпии; в Италии, кроме Геркуланума и Помпеи, велись большие раскопки в Риме и Остии. Раскопки в Помпеях получили особенно большой размах после воссоединения Италии в 1860. Их тогда возглавил Дж. Фио-релли (участник итал. нац.-освободит. движения). Он создал методы реконструкции несохранившихся или частично сохранившихся сооружений и предметов. При нём раскопки Помпеи стали школой для археологов всех стран. В М. Азии раскапывались важные ионийские центры Милет и Эфес и эллинистич. города Прие-на и Пергам, в Сирии - Гелиополь и Пальмира и мн. др. Особенно большое науч. значение имело открытие культуры бронз. века в Эгейском мире во 2-м тыс. до н. э. и раскопки Кноса (А. Эванс) на о. Крит, Трои в М. Азии. В М. Азии была открыта хеттская культура и раскопана столица хеттов в Бо-газкёе близ Анкары (Г. Винклер). Исследования в Финикии, Сирии и Египте открыли тысячелетние культуры этих стран, восходящие ещё к эпохе неолита. Раскопки в Сузах и Персеполе дали обильный материал по культуре Др. Ирана, а раскопки в Месопотамии открыли ассир. города Дур-Шаррукин, Ниневию и др. Раскапывались Вавилон и Ашшур. Была открыта древнейшая в мире шумерская цивилизация и её центры Ур, Ла-гаш. Исследования на Востоке охватывали постепенно огромные территории: были изучены древние культуры Китая и Индии. В Зап. полушарии археологи сконцентрировали внимание на изучении памятников доколумбовой Америки: ацтеков в Мексике, майя в Центр. Америке, инков в Перу и т. п.
Больших успехов достигла наука в изучении раннего железного века, поздней античности и средневековья в Европе. Открытие гальштатской культуры и латенской культуры, а затем лужицкой культуры познакомило с жизнью племён и народов жел. века. Изучение рим. провинций в Европе привело к открытию остатков культуры варварских племён. Исследованы ср.-век. города, их архит. памятники и произведения иск-ва. Больших успехов достигла славянская А. Гигантский свод слав. древностей издал в 20 в. чеш. археолог Л. Нидерле, доказавший множеством аргументов общность др.-слав. культуры. Виднейшим археологом 20 в. был англ. учёный Г. Чайлд. Он составил первую сплошную классификацию древних культур Европы и Азии и изучал социально-экономич. строй первобытного общества, находясь в этом отношении под прямым влиянием сов. А.
А. В. Арциховский.
Использованы материалы Большой советской энциклопедии.