Даосизм в Классическом Китае

ДАОСИЗМ, без сомнения, является столь же древним, что и конфуцианство, и многократно воспроизводившаяся легенда делает из Конфуция ученика Лао-цзы. Так же, как и конфуцианство, и в тех же самых терминах даосизм ставит своей целью помочь каждому «насытить его витальное волновое дыхание, ян ци». Но вместо того, чтобы исходить из представления о неизбежности жизни в обществе, а значит, считать отношения между людьми столь же естественным элементом, что и отношения между человеком и миром, частью которого он является, даосизм рассматривает приоритетной форму воз-вращения к спонтанной, инстинктивной, аутентичной жизни, которую обычно изводят сделки с совестью и отклонения от заданного пути.

Идея о прислушивании к путям природы имеет два аспекта, оба признаваемые как даосские: философский и собственно религиозный:

что касается первого аспекта, то тут упор делается на практику медитации — эта идея проводится, начиная с таких текстов, как «Дао дэ цзин» (в старину это название транскрибировалось как «Тао тэ кин»), предположительно написанный Лао-цзы, «И цзин» («Книга перемен», комментарии к ней оставили и конфуцианцы) и «Чжуан-цзы» (прежде это название транскрибировалось как «Чуан-цеу»), восходящие к эпохе Ста школ (V—III вв. до н.э.). Эти тексты дали толчок к появлению множества философских работ, следовавших в том же русле;

в плане второго аспекта, развивавшегося, начиная со II в. н.э., происходило обожествление Лао-цзы: при этом ссылались и на эзотерическую традицию, восходящую к Хуан-ди, Желтому императору (также обожествленному), и на ряд чудесным образом проявившихся текстов. Наставления этих течений, носившие религиозную, а иногда и мистическую окраску, часто шли под именем Хуанлао («Хуан» обозначало Хуан-ди, Желтого императора, а «лао» — Лао-цзы). В рамках этого формировавшегося направления была разработана серия ритуалов, практик, талисманов и церемоний магически религиозного характера, важными составляющими которых были молитва, транс и экстаз. Эти культы отправлялись жрецами, иногда сорганизованными в секретные общества (некоторые из них играли важную политическую роль в плане направления в определенное русло народных недовольств), а иногда официальным образом объединявшимися в рамках монастырей. Местом отправления культа и совершения взываний к божествам могла быть территория, определенная жрецом с помощью магических средств, им также мог быть храм или часовня. В любом случае целью этих церемоний было войти в контакт с богами узнать у них, что надлежит делать, чтобы ослабить их зажимы, воззвать к их благосклонности и воспользоваться их советами. Эти церемонии не столь уж далеко отстояли от шаманских практик.

В религиозном даосизме мир в его двойном — микрокосмическом и макрокосмическом — измерении населен богами. Иногда это люди, которые через посвящение и обретение мудрости смогли победить смерть. Таким образом, существует путь, который посредством некоторого числа практик, аскетического поведения и ряда занятий, имеющих магический резонанс, может привести посвященного в тайны учения к бессмертию.

Существует и медицинский аспект даосской традиции, который мы рассмотрим позднее.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 210-212.

Понятие: