Иконоборчество (СИЭ, 1964)

ИКОНОБОРЧЕСТВО - в средние века религиозно-политическое движение, направленное против поклонения священным изображениям и отражавшее протест народных масс против церкви и освящаемого ею гнета. Наибольшее распространение иконоборчество получило в Византии. Идеологические корни иконоборчества восходят к борьбе древнего христианства против языческого культа изображений богов и к ветхозаветным представлениям о неописуемости божества. Иконоборчество испытало и влияние ислама, не знавшего почитания икон. Распространение иконоборчества в Византии относится к 8-9 векам, периоду преобладания свободной крестьянской общины, которая испытывала гнет со стороны государства и церкви, находившихся в руках городской сановной знати. Протест против гнета принял здесь форму народного еретического движения (павликиане и др.) и вылился в борьбу против поклонения иконам. Феодализирующиеся провинциальная военно-землевладельческая знать и духовенство использовали народное движение для укрепления своего политического и экономического положения. Император Лев III, представитель интересов провинциальной знати, выходец из Сирии, в 726 году выступил против иконопочитания. Не желая терять влияния на массы, духовенство поддержало Льва III и догматически санкционировало иконоборчество на соборе 754 года. Против иконоборчества выступила оттесненная от власти городская знать Константинополя, торговые центры Эллады и островов, монашество. Императоры-иконоборцы, закрывая монастыри, распродавая их земли, конфискуя церковные сокровища и имущество городской знати, усилили провинциальную знать и фемное войско (см. Фемы), поддержали крестьянскую общину и городских ремесленников. Затем провинциальная знать использовала свои привилегии для наступления на крестьян, что привело в дальнейшем, в 820 году, к народному восстанию под руководством Фомы Славянина. Массы стали отходить от официального иконоборчества. Этим воспользовалась окрепшая в результате улучшения условий для торговли в связи с усилением военной мощи Византии городская знать, которая в 787 году временно добилась восстановления иконопочитания. В 815 году провинциальная знать вновь овладела государственным аппаратом и восстановила иконоборчество. Однако опасность нараставшего антифеодального народного движения привела к объединению провинциальной и городской знати в их борьбе с павликианами. Оторванное от народных движений, иконоборчество потерпело поражение; в 843 году иконопочитание было окончательно восстановлено. Победа иконопочитания содействовала развитию феодализации в Византии по своеобразному пути - при сохранении бюрократического управления государством и церковью, при господстве городской сановной знати.

Иконоборчество имело место в России в 14 веке и в Западной Европе в период Реформации (выступление Карлштадта в Германии, Иконоборческое восстание 1566 года в Нидерландах и др.).

В историографии сущность иконоборчества в Византии объяснялась по-разному. В 16-17 веках конфессиональные историки видели в иконоборцах предшественников реформации. В 18 веке историки-просветители считали иконоборчество неудачно проводимой борьбой против суеверий (Ш. Монтескьё, Э. Гиббон). Позитивистская историография 19 века рассматривала иконоборчество с точки зрения социально-политических реформ (греческий ученый К. Папаригопулос, французский А. Ломбард). Иконоборчество понималось как борьба церковного и светского землевладения (В. Г. Васильевский, французский ученый Ш. Диль) и как борьба против института монашества (И. Андреев, К. Н. Успенский). Некоторые историки считали иконоборчество борьбой идей Востока, отдельные религии которого (иудаизм, ислам) вообще не признают изображение божества, с самобытной греческой культурой, которую якобы защищали иконопочитатели (немецкий ученый К. Шварцлозе). Иконоборчество рассматривалось также как борьба философских школ (Б. Мелиоранский, югославский ученый Г. Острогорский). Современная западная историография изучает главным образом историю почитания икон в византийской церкви (французский ученый А. Грабар). Связь иконоборчества с процессами феодализации Византии разбирается только в советской историографии (М. Я. Сюзюмов, Е. Э. Липшиц).

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Левченко М. В., История Византии. Краткий очерк, М.-Л., 1940; Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, "Уч. зап. Свердл. гос. пед. ин-та", 1948, в. 4; его же, Историография иконоборчества, "Визант. временник", 1962, т. 22; Липшиц Е. Э., Очерки истории визант. об-ва и культуры VIII - перв. пол. IX вв., М.-Л., 1961; Grabar A., Iconoclasme byzantin. Dossier archéologique, P., 1957; Alexander P. J., The Patriarch Nicephorus of Constantinople, Oxf., 1958.