Запоминание (Рапацевич, 2006)
ЗАПОМИНАНИЕ - один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе 3. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путём ввода их в систему ассоциативных связей.
В зависимости от способов и характера осуществления процессов памяти различают произвольное и непроизвольное 3.; далее - 3. механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное. Непроизвольное 3. происходит без специально поставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, и применения к.-л. приёмов запоминания. Полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от целей и мотивов выполняемой человеком деятельности и от способов её осуществления. Исследования П.И. Зинченко и А.А. Смирнова показали, что 3. более продуктивно, если запоминаемый материал входит в содержание основной цели деятельности. Продуктивность непроизвольного 3. в значительной степени зависит от умственной активности, самостоятельности в работе: материал, не требующий умственных усилий, запоминается нередко значительно хуже и менее прочно.
При произвольном 3. человек, побуждаемый определёнными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается. Таким образом , произвольное 3. является специальным мнемическим действием. Успешность произвольного 3. зависит от особенностей мнемических целей. Те или иные мнемические задачи (запомнить полно, точно, надолго и т.п.) вызывают разную ориентировку в содержании материала, определяют выбор и активацию определённых способов 3., а тем самым в существенной мере влияют и на его результаты. Решающим условием продуктивности произвольного 3. является применение следующих приёмов: составление плана запоминаемого материала (смысловая группировка и выделение смысловых опорных пунктов); соотнесение нового со старым, хорошо известным; классификация, систематизация материала; ассоциирование его с др. материалами по сходству, по контрасту и т.п. Произвольное З. при прочих равных условиях заметно продуктивнее непроизвольного; оно обеспечивает большую систематичность, сознательность, прочность усвоения знаний. Однако непроизвольное 3., являющееся продуктом содержательной, активной умственной работы, может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществлено вне указанных выше условий.
Противопоставление механического и смыслового 3. основывается на его рассмотрении в связи с процессами понимания. Механическим принято называть 3. точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала. Осмысленное же 3. совершается при раскрытии различных логических, существенных (в частности, причинно-следственных) связей в запоминаемом материале, при выделении в нём главного и второстепенного, что предполагает мысленную переработку запоминаемого материала и делает смысловое 3. гораздо более продуктивным, чем механическое. Практически, однако, смысловое и механическое 3. тесно связаны между собой и обычно соучаствуют в актах мнемической деятельности.
В противоположность непосредственному 3., предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной пере-работки, опосредствованное 3. характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для 3., выполняющих затем роль «ключей» при воспроизведении. Опосредствование почти всегда имеет место в процессах осмысленного 3. Исследования А.Н. Леонтьева показали, что непосредственное запоминание является лишь первым этапом развития памяти, в то время как высший этап её развития составляет употребление внутренних опосредствующих элементов.
Можно выделить несколько факторов, влияющих на 3. Это, во-первых, особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более значимой и осмысленной для субъекта является информация, тем лучше она запоминается. Др. важной детерминантой является контекст, в к-ром находится запоминаемый материал: экспериментальные исследования показали, что 3. осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том же контексте, что и во время его заучивания. Указанные факты, в свою очередь, являются следствием специфичности структуры памяти, представляющей собой отражение деятельности человека. Поскольку не существует двух индивидов, деятельность к-рых была бы во всём тождественна, память каждого конкретного человека также имеет свои особенности. В отношении рассмотренных выше факторов это означает, что один и тот же запоминаемый элемент имеет для каждого человека свой смысл и значение. Аналогичным образом контекст вызывает большее или меньшее облегчение 3. Важную роль в процессе 3. играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего в память материала. В одном случае информация удерживается на уровне сознания в виде отдельных элементов, к-рые хорошо восстанавливаются при непосредственном воспроизведении. Однако такое 3. не позволяет воспроизводить информацию, если с момента её предъявления прошло много времени. Долговременное 3. становится возможным, только если осуществляется повторение второго типа, когда запоминаемые элементы включаются в систему ассоциативных связей, образующих память. Установление связей между элементами запоминаемой информации и элементами, уже имеющимися в памяти (кодирование), является необходимым условием точного долговременного запоминания.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 234-236.